Жители северных районов края оказались в полной изоляции. Добраться до большой части поселков можно только на самолетах. Однако рейсы отменены. Комитет по социально-экономическому развитию Хабаровской краевой Думы и корреспондент "РГ" разбираются в причинах транспортного кризиса.
Стали крайними
Транспортные сложности повлекли за собой социальные проблемы. Поводом для потока жалоб, которые северяне разослали по всем инстанциям, стало сообщение о том, что благодаря госсубсидиям билет на авиарейсы с Дальнего Востока в европейскую часть России в 2009 году будет стоить десять тысяч рублей. Ведь чтобы воспользоваться этой льготой, дальневосточникам еще надо как-то суметь добраться до краевой столицы.
Стоимость перелета на местных авиалиниях увеличивается с каждым годом вместе с ростом цен на топливо, сейчас практически достигла цены билета до Москвы. За пролет из Николаевска-на-Амуре до Хабаровска пассажир должен выложить 6655 рублей, из Аяна - 7588, из Нелькана - 8106, из Охотска - 9400 рублей.
- При этом авиакомпания, которая производит обслуживание местных авиалиний, в этом году впервые в течение полутора месяцев отказывалась выполнять рейс Хабаровск-Аян-Нелькан-Аян, - сообщила председатель бюджетной комиссии собрания депутатов Аяно-Майского района Татьяна Фонова.
- Из-за этого в поселки не могли вовремя доставить деньги для выплаты пенсий.
Беспокоит северян и техническое состояние самолетов, на которых им приходится летать.
- Мы уже привыкли к таким ситуациям: взлетает самолет, 20 минут в полете, отказал двигатель, вернулись, сели, - говорит Татьяна Фонова. - Или долетели до поселка имени Полины Осипенко - разрядились аккумуляторы. Пока их заряжают, пассажиры сутки ждут. Долетели до Нелькана, и тоже что-то сломалось. В ноябре у нас самолет простоял пять суток. Он должен был доставить в Хабаровск троих больных. Девятилетняя девочка умерла в дороге. Как выяснилось, самолет сломался, ждали зап часть из Чумикана.
В Камчатском крае ситуация не лучше. Месяц назад краевое правительство приняло постановление о предоставлении предприятиям воздушного транспорта субсидий на перевозку пассажиров на территории региона. Этот документ установил авиатарифы на перевозку пассажиров и порядок предоставления субсидий из краевого бюджета. Предполагалось, что стоимость билетов на внутренних авиалиниях края снизится на 30-40 процентов. Но этого не произошло. Более того, в Петропавловске-Камчатском спрос на авиабилеты вырос, ведь здесь единственное средство сообщения - авиация.
Как сообщил один из пассажиров рейса Палана-Петропавловск-Камчатский Сергей Майоров, он и его попутчики добирались до краевого центра на вертолете. Сначала они купили билеты за 12 872 рубля. Затем им предложили сдать билеты и купить их уже за 16 тысяч рублей.
-В документ был включен самолет Ан-28. Но на маршруте остался только вертолет, его полетный час гораздо дороже, - прокомментировал "РГ" ситуацию губернатор Алексей Кузьмицкий. - Поэтому люди были вынуждены доплатить за билеты. Я дал поручение разобраться в этой ситуации. Экономически обоснованная цена билета на перелет до Паланы - 21 тысяча рублей. Так что билеты продавались все равно по более низкой цене, чем могло бы быть. В ближайшее время на маршрут Палана - Петропавловск-Камчатский вернется самолет Ан-28 и цена билета при субсидировании будет меньше - 10 тысяч рублей. В субсидирование будет вложено около 60 миллионов рублей.
Проблема в том, что в некоторые населенные пункты края, учитывая состояние взлетно-посадочных полос, из самолетов могут летать только Ан-28. В России их уже не выпускают, а импортных аналогов нет.
- Мы ведем переговоры с другими авиапредприятиями, которые имеют Ан-28, - говорит губернатор. - Полагаю, еще несколько самолетов привлечем для обеспечения регулярных авиарейсов, в первую очередь до поселков Корякского округа.