Минюст и МВД разрабатывают целый пакет совместных соглашений, которые позволят, в том числе судебным приставам, подключаться к базам данных ГАИ. И наоборот: любой постовой на дороге сможет узнать о долгах водителя, заглянув в электронную записную книжку.
- Сейчас созданы совместные рабочие группы МВД и нашего ведомства, которые разрабатывают совместное соглашение, - сообщили корреспонденту "РГ" в Министерстве юстиции. - Оно предусматривает, что органы внутренних дел будут более активно помогать в розыске должников.
В рамках этого же документа предусматривается и отдельное соглашение между Федеральной службой судебных приставов и ГИБДД. Оно позволит пользоваться закрытыми базами данных приставов и гаишников. Теперь судебный исполнитель, не вставая со своего рабочего места, сможет узнать за пять минут, есть ли у должника машина или он закоренелый пешеход. Если есть - далеко не уедет.
- Мы не обмениваемся полномочиями, и инспектор ГАИ, конечно же, не будет останавливать должников на дороге и вызывать приставов или, хуже того, сам собирать долги. Но он сможет задержать водителя, если машина арестована. Есть и другой вариант: человек пришел снимать машину с учета, и вдруг выясняется, что у него есть долг. Будет повод навести дополнительные справки, - пояснили корреспонденту "РГ" в Федеральной службе судебных приставов.
Интерес же ГИБДД в том, что можно будет проконтролировать: заплатил ли водитель штрафы, от которых долго бегал. По сути ничего нового ведомства не изобретают. Пристав и так должен знать по должности все, что хранится в базах ГИБДД (и не только) на должников. Просто теперь он будет получать информацию гораздо быстрее. Соответственно и у должников меньше шансов уйти от расплаты.
Теоретически арестовать машину могут сразу после того, как гражданина уведомят о долге. А уведомить, напоминаем, можно по телефону, Интернету или даже эсэмэской. Сразу рисуется картина: включаешь сайт "Одноклассники", а там сообщение вроде: "здравствуйте, вы должны энную сумму, поэтому ваша машина теперь наша, искренне ваш, судебный пристав". Неужели так и будет? Судебные приставы эти страхи опровергают.
- Нет, такого точно не случится, - ответили корреспонденту "РГ" в ФССП. - Просим не путать арест и реализацию. Арестованную машину не будут немедленно забирать и продавать. Ее могут оставить на ответственное хранение и самому владельцу. Арест в данном случае - просто мера обеспечения, чтобы человек не продал автомобиль, пытаясь уклониться от долга.
В любом случае электронное письмо от пристава - повод бежать в кассу. Гражданин, официально узнавший о возбуждении исполнительного производства, получит пять льготных суток, чтобы расплатиться. За это время у него никто ничего не заберет. Плюс он сэкономит на исполнительском сборе.
Во многих регионах в порядке эксперимента приставы уже соединили свои базы с гаишными. Теперь предлагается провести "прямые линии" во всех регионах и на федеральном уровне. Чтобы к сетям не подключились чужие глаза или уши или, тем паче, сами приставы не продавали информацию на сторону, в ФССП создается подразделение информационной безопасности. Как обещается, все базы, сети и кабели будут надежно защищены.
В перспективе рассматривается вопрос, что передавать приставам информацию по электронным каналам возможно будут более двадцати ведомств. А в Челябинске местное подразделение службы судебных приставов прорабатывает проект, предполагающий проложить электронные мосты между приставами и местными банками.