Дзюдоистка Теа Донгузашвили намерена победить на Олимпиаде с помощью своего тайного оружия

Четыре года назад в Афинах дебютантка олимпийской сборной России по дзюдо Теа Донгузашвили завоевала бронзовую медаль. Ей было тогда 28 лет. И многие считали, что дебютные Игры могут стать для спортсменки одновременно и прощальными.

Говорили об этом буквально до нынешнего лета. Теа, к сожалению, давала тому повод. Весь прошлый год и первую половину нынешнего она сама называет "откровенно провальными". И это несмотря на то, что стала весной второй на чемпионате Европы, "застолбив" благодаря этому за собой место в олимпийской сборной-2008.

Теа Донгузашвили: В прошлом году я неудачно выступила на чемпионате мира, оставшись без медали. В начале нынешнего набрала было хорошую спортивную форму, но заболела. Недооценила коварную простуду, которая в отместку перешла в затяжной грипп. Два месяца боролась с ним! Тем не менее поехала на Европу. Выступала, можно сказать, в полубессознательном состоянии, с температурой. Да еще и в чужом кимоно, очень неудобном!

Российская газета: А с вашим-то кимоно что случилось?

Донгузашвили: В аэропорту потеряли мой чемодан. Нашли его уже после моего возвращения с чемпионата. Лежал себе на складе в Москве... В общем, все было против меня на европейском первенстве. И не выступать нельзя, так как отбор в национальную сборную проводился в том числе по итогам этого турнира. Проиграла я финал, к слову, всего из-за одного замечания.

РГ: Вы рассказывали мне как-то о виноградниках вашей семьи в Грузии. Не пробовали лечиться настоящим грузинским вином? Говорят, отличное средство при простуде!

Донгузашвили: Да, полезно. Помню, когда я была маленькой, мне и моим братьям родители давали его, разбавляя немного водой. У нас в Грузии только на завтрак вина не пьют. Но спорт, соревнования предполагают другие напитки. Так что лечилась от гриппа, как и положено, по рецепту врача.

РГ: А что стало с бочонком вина, который подарил вам ваш дядя после того, как завоевали бронзовую медаль в Афинах?

Донгузашвили: Пока еще не открывала его. Там все-таки 50 литров. Дядя говорит, раз сразу не выпила, откроем теперь на мою свадьбу.

РГ: Я думала, когда выиграете "золото" Пекина!

Донгузашвили: Для этого уже другой бочонок заготовлен.

РГ: Большая конкуренция в вашей весовой категории за единственную "российскую" путевку на Игры-2008?

Донгузашвили: У нас в стране появилась очень перспективная дзюдоистка из Омска Елена Иващенко. Она моложе меня, выше ростом сантиметров на 10-15, но, правда, полегче килограммов на 10. В прошлом году Лена стала третьей на чемпионате мира в абсолютной весовой категории. Однако на Олимпиаде такой категории нет. Поэтому она боролась за место в моем весе - "плюс 78 кг". Мы пять раз встречались с ней на татами. И я все пять раз выиграла, что, впрочем, не мешает нам с Леной нормально общаться.

РГ: Дзюдо пришло когда-то в Европу из Азии. Традиционно очень сильные спортсмены в Японии, Китае. Реально выиграть "на их территории", в Пекине?

Донгузашвили: Азиатки - самые главные наши конкурентки. От любой можно ожидать неприятностей. Первая в мировом рейтинге в моем весе сейчас китаянка Тонг Вен. Она физически очень крупная, сильная. Руки у нее огромные, обхватит - мало не покажется! Я с ней пока еще ни разу не боролась. Она появилась на мировой арене сравнительно недавно, после Игр в Афинах. Изучаю ее технику, манеру ведения боя по видео. Собрала целую видеокартотеку на своих соперниц. Регулярно просматриваю.

РГ: Есть у вас любимый прием, ваше тайное неотразимое оружие?

Донгузашвили: Есть, это задняя подножка. Но на Олимпиаде побеждает не тот, кто техничнее и хитрее, сейчас все дзюдоистки примерно равны в классе. А тот, у кого крепче нервы.

РГ: О чем вы обычно думаете, когда боретесь?

Донгузашвили: За меня на татами думает мой натренированный организм. Самый главный двигатель здесь - желание. Я очень хочу выиграть Олимпиаду. Вот об этом и буду думать.