Президент будет лично выбирать управленцев "первого эшелона"

Глава государства решил лично заняться кадровым потенциалом России. Дмитрий Медведев готов создать так называемую президентскую квоту управленцев, а параллельно поставил задачу учредить специальную систему с базой данных на профессионалов высокого уровня.

Закрутив административную и муниципальную реформы, поставив задачу развития экономики страны по инновационному пути, государство неожиданно столкнулось с одной немаловажной проблемой - в стране обнаружился дефицит профессиональных управленцев. Например, в России сегодня насчитывается около 320 тысяч муниципальных служащих, а требуется еще половина от этого количества.

Да и на более высоких уровнях власти существуют проблемы. Сам Дмитрий Медведев вчера признал, что трудности вызывает даже подбор кандидатов на губернаторские должности. "Каждый раз ломаем головы, как найти кадры для замещения высших должностей в регионах, - сказал Медведев. - Нет скамейки запасных".

Тем более отвратительным президент считает тот факт, что в России государственные должности можно получить за деньги. "Решение о замещении должности порой принимаются по знакомству, по принципу личной преданности или, что наиболее отвратительно, за деньги, то есть должности продаются", - подчеркнул он.

По этому поводу президент вчера собрал специальное совещание, в котором в том числе участвовали и все полномочные представители главы государства в федеральных округах. А это значит, что призыв специалистов станет общероссийской задачей - искать будут не только в двух столицах, но и в российской глубинке.

"В последнее время мы много говорим об инновационной экономике, сильном государстве, глобальной конкуренции, - подчеркнул Дмитрий Медведев. - Все это правильно, но мы забываем, что переход к этому рубежу возможен лишь при активном участии самой талантливой, предприимчивой и умной части общества. Это конкретные люди, которые хотят заниматься своим делом, обладающие знаниями, целеустремленностью и волей".

В связи с этим президент предложил создать общенациональную систему резерва управленческих кадров в виде открытой для всей страны базы данных. При этом новая система не должна повторять номенклатурную лестницу времен СССР, когда, как выразился президент, "один раз человек попал, и до пенсии его сопровождают". Видимо, не должна она и повторяться в той части, которая касается партийности. По крайней мере, Дмитрий Медведев ни разу - в открытой части совещания - не упомянул о партиях как о хорошей площадке для карьерного роста.

Выбрать управленцев высшего звена Дмитрий Медведев намерен лично. "Наиболее перспективные кадры должны войти в так называемую президентскую квоту", - заявил он. Глава государства намерен самостоятельно оценивать профессиональные характеристики людей, претендующих на место в этом списке. И присутствие в этом резерве должно стать не просто "симпатичной рамочкой, а реальным знаком качества". "В список должны попадать настоящие специалисты, а не лица, которые нравятся, попали по знакомству или по коррупционной схеме", - отметил Медведев.

Правда, одним желанием государству к себе на службу специалистов зазвать будет не так легко, поскольку есть сильный конкурент в лице бизнеса, который постоянно ведет охоту за кадрами. Прекрасно понимая, что по уровню зарплаты госслужба все равно отстает от бизнеса, Дмитрий Медведев все равно призвал не бояться этой конкуренции.

- Мы не должны скупиться при мобилизации лучших кадров, - считает глава государства. - Эти инвестиции всегда окупятся, так как это инвестиции в людей.

Более того, глава государства уверен, что государство может перенимать некоторые методы у бизнеса и также вести охоту за кадрами. Причем даже в том же частном бизнесе. "Это должны быть сообщающиеся сосуды, - сказал Медведев, выступая за свободное движение кадров из государственного сектора в частный и обратно. - Стены не должно быть".

Наконец, Дмитрий Медведев выступает за большую мобильность управленческих кадров внутри страны и кадровую ротацию. "Переход толковых чиновников из регионов в центр и наоборот очень редок, хотя такая мобильность нам очень нужна", - посетовал глава государства. Нужна в первую очередь для того, чтобы кадровый застой не сказывался на судьбе конкретных дел, а следовательно, не нес значительные убытки и не порождал коррупционные риски.