Вчера фонд регионального развития Иркутской области направил открытое письмо временно исполняющему обязанности губернатора Игорю Есиповскому с предложением обсудить перспективы развития региона и иркутской агломерации.
Таким образом, споры о том, по какому сценарию Иркутской области жить в ближайшие 20-25 лет переходят в публичную плоскость.
Напомним, в октябре прошлого года завершилась разработка Стратегии развития Иркутской области до 2020 года. Документ был передан в областную администрацию. Однако недавно Общественная палата Иркутской области направила в администрацию региона заявление, в котором предлагает отклонить данную стратегию и разработать новую, "реальную".
Палата сочла, что область, развиваясь по предложенному сценарию, превратится в регион туристско-рекреационного типа. По мнению представителей этого органа, акцент надо сделать на освоении месторождений, развитии зоны БАМа, строительстве предприятий глубокой переработки сырья.
Однако разработчики настаивают, что такой вариант не может быть исчерпывающим для области, поскольку он ориентирован на северные территории региона, а что делать при этом с югом, не совсем понятно.
- Мы считаем, что индустриальный сценарий не подходит для южных районов Иркутской области. Слишком высоки экологические риски, - отметил Алексей Козьмин. - По данным администрации, он предполагает до 2013 года тридцатипроцентное увеличение выбросов в атмосферу и загрязнения поверхностных вод. Мы не можем себе позволить такую политику в отношении Байкала. Во-первых, потому что это колоссальные запасы питьевой воды. Недавно в Испании была засуха, и воду завозили танкерами. По мнению экспертов, такие ситуации будут повторяться все чаще, и питьевая вода станет стратегическим ресурсом уже в 2015 году. Во-вторых, Байкал - это уникальная рекреационная среда.
Инвестировать в добычу и переработку природных богатств нужно, считают в ФРРИО, но вместе с этим необходимо развивать и инновационные отрасли. Кроме того, главным ресурсом стран и регионов сегодня являются все-таки не природные богатства и даже не финансы, а люди. Между тем, область теряет почти 6 тысяч человек в год. Сценарий индустриализации чреват тем, что отток будет продолжаться -- до 4,7 тысяч человек к 2015 году.
- Сейчас при высокой мобильности населения и отсутствия силовых механизмов удержания, люди выбирают тот город, который более безопасен, красив, удобен, предоставляет больше возможностей. Конкуренция за кадры обострилась, - подчеркнул Алексей Козьмин. - Поэтому мы и предлагаем развивать агломерацию, объединив Иркутск, Ангарск, Шелехов и территории между ними. Строить дороги, жилье, социокультурные объекты, индустриальные парки.
Но даже если и сосредотачиваться на индустриальном сценарии развития Прибайкалья, для этого не нужно сочинять новую Стратегию. Существующий документ содержит в себе четыре варианта развития, в том числе и тот, который Общественная палата и Торгово-промышленная палата вместе с администраций области считают целесообразным.
По мнению региональных экспертов, неприятие документа политические корни. Новая власть поспешила отказаться от наработок предыдущей команды, поскольку они имели репутацию "главного проекта Александра Тишанина".
Любопытно, что отвергаемая Стратегия была утверждена Правительством и уже вошла в федеральные стратегические документы.
На взгляд разработчиков, такая ситуация сложилась во-первых, из-за отсутствия законного механизма утверждения таких проектов, а во-вторых, из-за ого, что документ обсуждался кулуарно, без широкой дискуссии. Во ФРРИО надеются, что открытое письмо губернатору запустит публичное обсуждение документа, и позволит прийти к варианту развития, который будет оптимальным для региона. Времени на это осталось не так много - самое большее год-полтора.