Сочинские экологи настаивают на сохранении колхидских болот с уникальными флорой и фауной

Вчера в Сочи открылся цикл общественных слушаний, где будут рассмотрены проекты семи олимпийских объектов.

В Имеретинской долине и на въезде в центр Адлера планируется разместить шесть масштабных спортивных сооружений - главный стадион на 40 тысяч мест, большой ледовый дворец для хоккея с шайбой и дворец фигурного катания. Кроме того, на обсуждение общественности, ученых и специалистов выносится транспортный проект - двухуровневая дорожная развязка "Адлерское кольцо".

Перед началом слушаний руководство госкорпорации "Олимпстрой" встретилось с членами сочинского экологического совета. На совещании, где все объекты представили проектировщики, им пришлось отвечать на весьма каверзные вопросы специалистов. В результате выяснилось, что многие моменты, которые интересуют сочинских ученых, экологов и инженеров, пока детально не рассматривались.

Например, в Имеретинской долине уже проведены инженерно-экологические исследования, но при этом не использовались данные, которые могла бы предоставить сочинская гидрометеослужба. По словам ее представителя Дианы Лысак, специального мониторинга долины никто не проводил, проектировщики с таким запросом в службу не обращались.

Много вопросов вызвали и способы сохранения гидрорежима "Имеретинки". Место это "капризное", с высоким уровнем грунтовых вод, что обусловливает риск подтопления, в том числе и со стороны моря. Часть территории заболочена. Строительство крупных объектов, по мнению ученых, может привести к повышению влажности и увеличению объемов ливневых стоков.

- Уже подсчитано, сколько воды будет стекать с крыш сооружений во время дождя, - заметил доктор технических наук Николай Куликов. - Это целая река! Куда вы денете лишнюю воду?

В ответ прозвучало: при детальном проектировании все будет учтено. Кроме того, разработчики проекта обещали оставить систему старых каналов, которые пронизывают всю долину и предотвращают ее заболачивание. Впрочем, экологи настаивают на сохранении северной части колхидских болот с особым растительным и животным миром. Но некоторые из них находятся на территории, отведенной под стройку.

- Придется переселять популяцию болотных черепах, хотелось бы, чтобы вы заранее предусмотрели для них новое место, - подсказала проектировщикам ученый секретарь Сочинского отделения Русского географического общества Надежда Диденко.

Олег Рязанов, менеджер основного проекта, куда входит и главный олимпийский стадион, подробно рассказал, как будут строить большой ледовый дворец с учетом сложной гидро геологической обстановки района. Для этого забьют более двух тысяч свай, поверх которых зальют метровый слой бетона. Всю территорию с олимпийскими объектами за счет подсыпки поднимут выше уровня моря. При этом местные чрезвычайно плодородные грунты снимут и складируют для того, чтобы впоследствии высаживать на них деревья и пальмы в олимпийском парке.

Ученые озабочены также возможностью утраты уникальных приморских растений, нигде больше в России не произрастающих. Возможно, место для них найдут в орнитологическом парке, который планируют открыть в той части долины, где гнездятся перелетные птицы со всего света. Впрочем, тут же возникли другие вопросы: а не распугает ли птиц гул стадионов?

- Крупные спортивные сооружения с полной нагрузкой будут работать только в период проведения Игр, - попытался успокоить ученых вице-президент госкорпорации "Олимпстрой" Валерий Гурьев. - В дальнейшем там будут проводиться различные чемпионаты и соревнования, формат которых не предусматривает слишком большого количества гостей.

Этот ответ тут же вызвал другие сомнения: а не придут ли вообще эти объекты в запустение, как было, если верить сообщениям некоторых СМИ, после Олимпиады в Афинах?

По словам Гурьева, в этой информации много вымысла: олимпийские сооружения в Греции действуют, но, естественно, в более скромном режиме.

Главный же просчет, который удалось выявить членам совета в разработках проектировщиков, заключался в том, что перед началом проектирования не было проведено глубокоэшелонированных экологических исследований в районах расположения будущих объектов сочинской Олимпиады.

- У нас не было такого технического задания, - парировал критические высказывания Олег Рязанов.

Наиболее живой интерес участники совещания проявили к проекту транспортной развязки в Адлере. Его тут же полушутя окрестили "самым полезным объектом Олимпиады". По словам разработчиков, ситуация с движением транспорта в этом районе сложилась критическая: многокилометровые пробки, пересечение автомобильных дорог с рельсовыми путями, высокая загазованность атмосферы. Сложная двухуровневая четырехполосная развязка с петлями эстакад должна облегчить проезд в сторону Красной Поляны, аэропорта, Имеретинской долины, центра Адлера и адлерской объездной дороги. Весь комплекс планируют втиснуть в шесть гектаров, но некоторые близлежащие дома, как пояснили проектировщики, все же снести придется.

Комментарий

Владимир Остапук, председатель Общественного экологического совета при главе Сочи:

- Дискуссия по олимпийским объектам показала, что проектировщики пока плохо подготовлены к детальному обсуждению аспектов воздействия комплекса масштабных сооружений на окружающую среду.

Не стану спешить с обвинениями в адрес разработчиков проекта: они действовали почти вслепую, поскольку информацию о территории размещения объектов им предоставили самую минимальную. Поэтому пока нет ответов на многие вопросы. Надеюсь, что замечания и предложения сочинских ученых и специалистов, которые руководство госкорпорации "Олимпстрой" попросило оформить в письменном виде, будут учтены при последующей корректировке проектов.