Второй за месяц ребенок-отказник погиб в уральской больнице

Второй за месяц ребенок-­отказник погиб в уральской больнице, не сумев выбраться из "пут" дет­ской кроватки.

Годовалый малыш попал в детское отделение Нижнесергинской центральной больницы не столько по медицинским показаниям, сколько по семейным обстоятельствам: в апреле мальчика забрали у матери, которая абсолютно за ним не ухаживала. В отношении родительницы возбудили уголовное дело по статье "Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего". А малыш должен был оставаться на больничной койке до тех пор, пока органы опеки и попечительства не подготовят документы для лишения матери прав и оформления мальчика в дет­дом.

Однако бюрократическая волокита с оформлением всех бумаг длилась почти три месяца, пока не случилась трагедия. Оказалось, что выполнять "обязанности по воспитанию несовершеннолетнего" не в состоянии не только мать, но и медперсонал больницы. Пока медсестры не было в палате, ребенок просунул голову между спинкой кроватки и подоконником, не смог выбраться и задохнулся.

Подобный же случай произошел в конце июня в больнице Первоуральска. Годовалый отказник, которого лечили от обычной простуды, просунул головку между прутьями кроватки. Никого из взрослых в это время в палате не было, малыш неловко повернулся, и прутья перекрыли сонную артерию. На рассвете медсестры обнаружили бездыханное тело. Тогда прокурорская проверка подтвердила: виной всему - недосмотр медицинского персонала. Троим сотрудникам больницы вынесли выговор. Вопрос об их уголовной ответственности решается до сих пор.

- Медперсонал в первоуральской больнице достаточно квалифицирован. Их стаж работы - не менее 20 лет, - комментировала первое дет­ское ЧП главный педиатр Свердловской области Любовь Малямова. - И то, что мебель стала причиной трагедии, тоже уникально для медицины. Кроватки в больницу были завезены недавно. Все они сертифицированы и соответствуют стандартам: рассчитаны на детей до трех лет.

Общественное мнение по поводу причин трагедий неоднозначно: кто­то винит "недоработанные" кроватки, а кто­то - халатность людей в белых халатах. Безусловно, за младенцами нужно смотреть 24 часа в сутки. Не зря ведь в яслях даже во время сон­часа рядом с детишками дежурит воспитатель. Но то ясли, а тут больница. И дети-отказники здесь на особом положении - вроде нелегалов. Их содержание не оплачивается из бюджета. Так как без статуса "сирота" в детдом младенцы попасть не могут, во всех больничных документах числятся как "проходящие лечение" и лишь благодаря этому получают питание и приют. Отдельной должности воспитателя или няни для оставшихся без родителей деток, конечно, нет. По данным некоторых ученых, в среднем за три часа, проведенных в детском отделении, медсестра уделяет ребенку­отказнику лишь 19 минут...

Проблема с оставленными в роддомах и больницах детьми возникла не сейчас. В некоторых регионах страны решать ее помогают крупные промышленники. Например, в Новосибирске в детских отделениях, где есть отказники, созданы дополнительные ставки медсестер, единственная задача которых - следить за одинокими малышами. Зарплату няням выплачивает крупный городской холдинг. На Среднем Урале подобного опыта нет. Лишь изредка волонтеры приходят погулять с младенцами, но этого недостаточно.

По факту гибели годовалого ребенка в нижнесергинской больнице проводится прокурорская проверка. Виновный медперсонал будет наказан. Скорее всего, дисциплинарно. Выговором. Накажут и органы опеки и попечительства за то, что так долго не могли назвать мальчика сиротой и определить его в дом ребенка, где есть воспитатели и няни, проводящие с малышами все время.

Между тем

По приказу министра здравоохранения Свердловской области Владимира Климина до 25 августа должны быть проверены все дет­ские круглосуточные отделения больниц области. Только любопытно, по каким критериям будет оцениваться, достаточно ли внимания медперсонал оказывает маленьким пациентам­сиротам.