Это самое громкое дело в истории современной разведки: в США супружескую пару Розенбергов обвинили в атомном шпионаже и казнили на электрическом стуле, так и не доказав их вины.
Против казни выступал великий Альберт Эйнштейн. Папа Римский просил смягчить наказание. И даже директор ФБР Эдгар Гувер направил меморандум президенту США: рекомендовал не приговаривать Этель Розенберг к смерти. В июле 1953-го сам Господь Бог был против их казни в нью-йоркской тюрьме Синг-Синг. После разряда в две тысячи вольт Этель была еще жива. По требовался второй разряд, третий... Десятки тысяч пришли на их похороны. Часть воздавала должное мужеству невинных жертв. Другие же скандировали около кладбища: "Хороните их в Москве".
В чем же обвиняли супругов Розенберг? В атомном шпионаже против США, в том, что оба были советскими агентами. А выдали своих родственников брат Этель - Дэвид Грингласс и его жена Руфь. Цена предательства - сержанта-механика атомной лаборатории Лос-Аламоса Грингласса приговорили "всего" к 15 годам, из которых он отсидел 10. А Руфь и вовсе оставили на свободе с детьми.
Я знал некоторых участников этой давней истории. Недавно скончался Герой России полковник внешней разведки Александр Семенович Феклисов, который и "вел" в Штатах Джулиуса Розенберга. Еще до этого в Москве умер сбежавший из США и долгие годы проживший в СССР, в России Джоэл Барр, входивший в комячейку, и, вероятно, в группу, возглавлявшуюся Джулиусом.
Абсолютно точно: Розенберги не были нашими атомными агентами, в чем их обвиняли, с удовольствием приняв показания малограмотного Грингласса. Как рассказывал мне Феклисов, сержант Грингласс однажды передал два рисунка, без указания размеров - частей линзы, которые он как токарь вытачивал на станке. Американские эксперты-атомщики оценили потом на суде эти чертежики как никчемные. Вот и весь атомный шпионаж.
Больше того, Феклисов, опекавший Джулиуса Розенберга, ни разу за все годы не встречался с его женой. И когда Центр запросил на нее данные, не смог их представить: никакого отношения к разведке Этель не имела. Она болела, воспитывала двух мальчишек - Майкла и совсем крошечного Роберта, сидела дома - была примерной женой и домашней хозяйкой.
А вот нашим агентом, совсем не атомным, Джулиус Розенберг все же был. Как вспоминал в беседах со мной Феклисов, 24 января 1944 года под Рождество он принес Джулиусу подарок - часы. Денег убежденный коммунист Розенберг от советских, которых считал братьями по оружию в борьбе против Гитлера, принципиально никогда не брал. А здесь же, в кафе передал Феклисову большую коробку размерами сантиметров 40 на 40. Оказалось, на встречу он притащил новый тяжеленный секретный взрыватель, назвав его "новогодним подарком для Красной армии". Розенберг работал инженером на заводе, выпускавшем военную радиоэлектронику.
Но, вспоминал друг семейства Розенбергов Джоэл Барр, карьера у инженера Джулиуса что-то не очень заладилась, да Розенберг от этого и не огорчался. Он был пламенным и убежденным коммунистом. Верил в светлое будущее и твердо знал, что оно придет только с помощью Страны Советов. Иногда даже Барр, познакомившийся с Джулиусом еще в школе в ячейке Лиги молодых коммунистов, поражался его стойкой вере. Этель, хрупкая, болезненная, твердо поддерживала мужа в его убеждениях.
За что же тогда казнили Розенбергов? И здесь я снова передаю слово светлому человеку, полковнику Феклисову, до конца дней своих боровшемуся за то, чтобы хотя бы посмертно снять с Розенбергов ложные обвинения в атомном шпионаже.
Четко ответил в свое время на вопрос"За что?" академик Сахаров: это месть, реванш за тех, кто действительно в годы войны и после передавал важную информацию по атомной бомбе советской разведке. Один из отцов нашей атомной бомбы, Сахаров имел доступ к этим секретным сведениям и точно знал, что от Джулиуса Розенберга никаких материалов по атомной бомбе не поступало. Посадили на электрический стул человека, который по сути предъявленного обвинения не виновен. А жена его - просто безвинная жертва. В США - маккартизм. Коммунистов пытались запугать. Да и антисемитизма хватало.
В США давно обещали снять гриф секретности с показаний Грингласса. Формально, как считается, он истекает в 2020 году. Ждали, что рассекретят показания раньше. Ведь делать это по логике надо, пока еще жив Грингласс, которому сейчас 86-87 лет. После выхода из тюрьмы в 1960-м ему сменили имя и фамилию. Жена Руфь умерла в этом году. И она была главным свидетелем на суде против Розенбергов. Мало кто знает, но именно Руфь и предложила в 1940-х своему мужу "поработать на Советы".
Но федеральный судья Хеллерстейн так и не решился снять гриф секретности с дела 57-летней давности. Объясняние такое: сам Грингласс категорически против того, чтобы его показания (ясно какие) были разглашены.
Живы и сыновья Розенбергов. После казни родителей их взяла под покровительство еврейская община. Оба получили университетские дипломы, хорошее образование, но в отличие от отца с матерью далеки от левых взглядов. С ними встречался Джоэл Барр, они оба активно участвуют в кампаниях, требующих пересмотра несправедливого приговора, снимались в фильмах, посвященных родителям. Но и их усилия не увенчались успехом.
Пока. Ибо к 2020 году миру все равно суждено узнать правду, которую пытается скрыть Грин гласс. А истина такова: Розенберги никогда не были советскими атомными шпионами.