В городе Кимры Тверской области вошло в систему в летнее время под любым предлогом отключать горячую воду до начала отопительного сезона. Об этом сообщил наш читатель Владимир Марданов.
Является ли это нарушением "Правил содержания ЖКХ", в которых отключение горячей и холодной воды допускается только на 8 часов в месяц, а при аварийных ситуациях- на 24 часа в месяц? Ведь горячая вода не роскошь, а средство для здорового образа жизни, резонно замечает читатель.
Увы, подобные ситуации типичны для многих российских городов. Действительно, есть постановление правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг. Документ устанавливает, каким образом осуществляется услуга горячего водоснабжения. В соответствии с документом горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Перерывы в подаче горячей воды не могут превышать суммарно 8 часов в месяц (единовременно - не более 4 часов). Превышение вышеназванного срока означает возникновение основания для перерасчета платы за оказываемые услуги по горячему водоснабжению, а также компенсации нанесенного вам ущерба. К ущербу в данном случае могут быть отнесены расходы на покупку водонагревательного оборудования, а также расходы на дополнительное потребление электроэнергии в связи с подогревом воды, если прекращение горячего водоснабжения происходит в доме постоянно.
Для отстаивания своих прав жильцам необходимо зафиксировать дату и время непредоставления коммунальных услуг, подав соответствующую заявку в аварийно-диспетчерскую службу. После подачи заявки потребитель вместе с исполнителем услуги составляют акт о непредоставлении коммунальных услуг в двух экземплярах.
Исключение составляет ежегодный профилактический ремонт сетей в летнее время, продолжительность которого также регламентирована.
Напомним также, что вода должна не просто подаваться в квартиру, а под определенным давлением: от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,6 МПа (6 кгс/кв. см).
Еще одна типичная ситуация. Читательница Вера Чеконова из Екатеринбурга недоумевает: жилищно-эксплуатационная контора требует от жильцов многоквартирного дома замены электросчетчиков, мотивируя это тем, что закончился их гарантийный срок. Причем замена должна произойти за счет собственников квартир. Между тем у собственников претензий к работе электросчетчиков нет. МУП ЖЭК выдал предписание, в котором указан срок замены, и в случае невыполнения - предупреждение о прекращении подачи услуги электроэнергии. Это правомерно?
Конечно, неправомерно. Гарантийный срок - это период времени, в течение которого обслуживающая организация должна выполнять работы бесплатно. Окончание этого срока говорит только о том, что все обязательства по безвозмездному ремонту завершились. И теперь любые поломки счетчика будут устраняться за счет жильцов.
Кроме гарантийного срока изготовитель устанавливает на товар (в том числе и на электросчетчики) срок службы. Этот срок на технические товары обычно составляет 5-7 лет (но может быть и меньше, и больше). Правительством РФ установлен перечень товаров, на которые срок службы должен устанавливаться в обязательном порядке (постановление N 720 от 16.06.1997 г.). Электросчетчики в этом перечне отсутствуют. Это означает, что изготовитель счетчиков может сам решить, устанавливать на свой товар срок службы или нет. Если такой срок не установлен, то он считается равным 10 годам. Только по истечении этого срока МУП ЖЭК может потребовать от жильцов замены счетчиков. И в том случае, если местные власти не приняли какую-либо программу технического перевооружения, предусматривающую замену электросчетчиков, жильцам придется сделать это за свой счет, так как в силу статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с потребителем в том случае, если у него есть прибор учета энергии.
Кто катается на лифте
"Живем вдвоем с мужем на 1-м этаже 9-этажного дома. Оба инвалиды. С 1 января этого года с нас начали требовать плату за лифт - 158 рублей, как и с тех, кто живет выше. Законно ли это"? Людмила Сергеевна, г. Кропоткин
Это требование вполне законно. Оно основано на положениях гражданского законодательства, устанавливающего равные права и обязанности собственников по отношению к общему имуществу, и на постановлении правительства РФ N 491 от 13 августа 2006 г., которым утверждены Правила содержания имущества в многоквартирном доме.
Все имущество в доме, которое не относится к квартирам, в равной степени принадлежит собственникам. Поэтому и обязательства по содержанию этого имущества также лежат на всех собственниках. Даже если люди живут на первом этаже, им никто не запрещает и не препятствует пользоваться лифтом. Поэтому и платить они должны в равном размере. Правда, местные власти (а в товариществах собственников жилья - общее собрание) могут принять иные решения и освободить отдельных участников долевой собственности от дополнительных расходов.
Что же касается инвалидности читателей, то это отдельный вопрос, который не связан с платежами. Государство действительно предусматривает возможность получения субсидий на оплату коммунальных услуг для малоимущих граждан. Порядок получения этих субсидий и процедуры их получения можно узнать в органах социальной защиты.
"Я являюсь собственником 3-комнатной квартиры общей площадью 67 кв. м и ежемесячно плачу по 21,54 рубля за кв. м на содержание и текущий ремонт общего имущества дома. Однако вот уже полтора года управляющая компания с меня берет по 6,19 рубля за кв. м на содержание и обслуживание лифта, мотивируя это постановлением главы города. Таким образом, получается, что я дополнительно плачу 414 рублей за общее имущество. Во-первых, я не владею 67 кв. м лифта, так как он у нас всего-то 3 кв. м. Я считаю, что незаконно". Гордаш Андрей Васильевич, г. Нижневартовск.
На наш взгляд, вы абсолютно правы - содержание лифта и лифтовых шахт осуществляется за счет средств, взимаемых с вас на содержание и текущий ремонт общего имущества дома, которые вы уже платите. Если вы считаете, что постановлением администрации города нарушаются ваши права, надо обратиться в органы прокуратуры с просьбой провести проверку законности взимания платы и (или) оспаривать постановление в судебном порядке.
Подарок в законе
"Я работаю юристом в автосалоне официального дилера. Вопрос: если при проведении различных рекламных акций автосалон дарит некие аксессуары, стоимость которых не входит в стоимость продаваемого автомобиля, и в дальнейшем в этих "подарках" обнаруживаются недостатки, то распространяется ли в этом случае действие Закона "О защите прав потребителей" на эти недостатки?" Максим Коробельников
Безусловно, потребитель и в этой ситуации может себя защитить с помощью Закона "О защите прав потребителей". Но с некоторыми особенностями. В соответствии с этим законом продавец - это организация, которая передает потребителю товар по возмездному договору. Дарение возмездной сделкой не является. Поэтому в отношении тех аксессуаров, которые были подарены потребителю при покупке, организация, их подарившая, продавцом не является. Соответственно никакой ответственности по Закону "О защите прав потребителей" за недостатки этого товара она не несет.
Но закон не зря предоставляет потребителю возможность выбрать, к кому (продавцу, изготовителю, импортеру) предъявить требования в случае обнаружения в товаре недостатка. В нашем случае, когда продавца у товара нет, потребитель может обращаться с претензиями к изготовителю или импортеру товара. Они обязаны выполнить все гарантийные обязательства в отношении этого товара.
Кстати, в соответствии со статьей 580 ГК РФ вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу одаряемого гражданина вследствие недостатков подаренной вещи, подлежит возмещению дарителем, если доказано, что эти недостатки возникли до передачи вещи одаряемому, не относятся к числу явных и даритель, хотя и знал о них, не предупредил о них одаряемого. Так что, если потребителю "подарен" товар с просроченным сроком реализации, например автомобильное масло (о чем продавец не мог не знать), и в результате возникли проблемы с двигателем машины, потребитель вправе требовать компенсации.
Является ли суд эффективным средством защиты прав потребителей? - опрос