В четверг на Байкале успешно прошли технические погружения глубоководных батискафов "Мир-1" и "Мир-2": они опустились на глубину до 420 метров для проверки работы всех систем.
Эти погружения должны были начаться днем раньше, но помешала погода. На сей раз на озере в районе Турки сияло солнце и стоял полный штиль. Аппараты пробыли в воде около двух часов. Ученым необходимо было протестировать новое оборудование для исследований в пресноводном озере.
Кстати, одна из сложностей, с которыми столкнулись организаторы экспедиции, заключалась в том, что для спуска 19-тонных "Миров" нужно было установить 100-тонный кран на специально подготовленную баржу. Но с проблемой справились.
По словам заведующего лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН Анатолия Сагалевича, батискафы чувствовали себя как рыба в воде и никаких серьезных различий по сравнению с морской водой для них в пресноводном озере не было.
- Единственная разница - в плавучести, но мы оснастили батискафы специальным, напоминающим пенопласт материалом, - заметил ученый. - На глубине видно отлично, но, когда аппарат касается дна, то ил поднимается сплошными облаками. Они заслоняют иллюминаторы и приходится уходить в новое место.
Рабочие погружения "Миров" в воды Байкала начнутся, как и планировалось, 29 июля. Экспедиция рассчитана на два года. До середины сентября планируются шестьдесят погружений "Миров", в следующем году - еще сто.
Одна из целей первых погружений - достичь самой глубокой точки Байкала - около 1,7 тыс. метров и уточнить глубины озера. Среди других - исследовать места выхода подводных гидротерм и грязевых вулканов, а также углеводородов Байкала с определением их запасов и фонового уровня, изучить дно Баргузинского залива и сочленения Академического хребта и полуострова Святой Нос.
- На Байкале будет проводиться целый комплекс океанологических исследований по тем же программам, что мы ведем в океане, - поясняет Сагалевич.
Один из самых интересных вопросов для ученых - поиск газогидратов: это газ в твердом виде, который зарыт в осадок и который надо научиться добывать. Надо сказать, что еще в 1991 году ученые открыли так называемые метановые сипы на дне Байкала. Основой жизни там является не кислород, как на суше, и не сероводород, как на дне океана. Здесь белок рождается на базе метана и окислительно-восстановительных реакций - так называемый метаносинтез. Поэтому исследовали рассчитывают и на то, что им удастся обнаружить новые виды живых организмов вблизи метановых сипов.
А вот встретиться в байкальских глубинах с неким подобием лохнесского чудовища, о чем мечтают некоторые фантазеры, это вряд ли. За плечами у того же Сагалевича более пятисот спусков в различных океанах планеты, и в чертовщину, обитающую на дне, как говорит ученый, он не верит.
Возникает вопрос: а почему Байкал вообще так мало исследован? Оказывается, первые погружения здесь начались еще в 1987 году, на предшественниках "Миров" - канадских аппаратах "Пайсис". Потом еще в 90-м и 91-м годах. И почти всякий раз ученые открывали что-то новое. А в районе Баргузина были обнаружены естественные нефтяные пятна. То есть выход углеводородов на поверхность дна, сквозь осадочные толщи. Когда вышел отчет по итогам тех экспедиций, он вызвал эффект разорвавшейся бомбы в научном мире.
Справка "РГ"
Международная научно-исследовательская экспедиция "Миры" на Байкале" стартовала 20 июля. Первый этап экспедиции продлится до середины сентября. За это время "Миры" должны совершить около 60 погружений. На второй этап, уже в 2009 году, запланировано еще 100 погружений.