В разрабатываемой Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны на ближайшие 12 лет выбор сделан в пользу инновационной модели. Но без развития топливно-энергетического комплекса невозможно перейти от сырьевой экономики к "экономике знаний" и высоких технологий. А востребованность российских энергоресурсов в мире, хорошая конъюнктура мировых цен на природные ресурсы дает нашей стране шанс сделать рывок вперед, считает президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев.
На каких ключевых проблемах в развитии топливно-энергетического комплекса надо сосредоточить усилия в ближайшее время? С какими трудностями мы можем столкнуться?
То, что в стране (или в мире) могут быть найдены необходимые средства, сомнений нет. Но главный вопрос, который стоит сегодня: насколько эффективно мы сможем их потратить. Ведь начинать придется все и сразу.
За последние 17-18 лет, выпавших на время кризиса и начавшегося экономического подъема, в России прирост составил пять ГВт новых мощностей. Это примерно столько же, сколько ежегодно вводилось в строй в докризисный период, то есть мы ввели одну восемнадцатую от прежнего. Те дополнительные мощности, потребность в которых возникнет уже в этом году и в следующем, нужно было начинать строить еще в 2003-2004 годах. Но за них взялись буквально только что. И теперь нам надо не просто двигаться вперед, но и наверстывать упущенное, сокращать отставание.
При этом надо понимать, что за три-четыре года нельзя построить "с нуля" даже одну электростанцию. То есть задачу модернизации и развития энергетической инфраструктуры не решить в один год. В энергетике, к сожалению, ничего нельзя сделать быстро, и в ней нет простых решений. А параллельно со строительством станций надо укреплять и восстанавливать системы передач энергии. Например, в 1990-е годы была разрушена очень дорогая линия электропередачи, которая шла от районов Восточной Сибири через Казахстан на Урал.
Кроме того, мы должны учитывать такой фактор, как ограниченность материальных ресурсов. Существует дефицит квалифицированной рабочей силы. Есть проблемы пропускной способности транспортной системы. Поэтому, прежде чем начинать такую масштабную работу, надо детально продумать генеральный сетевой график строительства и реконструкции. Иначе мы рискуем создать много котлованов, которые потом будут конкурировать за рабочую силу, за заказы на заводах, что в конечном итоге приведет к удорожанию работ.
Так с чего нам начинать, планируя строительство новых мощностей: завершить "долгострой", учесть потребности регионов, в том числе социальные, или ориентироваться на планы развития бизнеса?
Перспективы развития бизнеса - планы по строительству новых заводов, освоению месторождений полезных ископаемых, запуску инфраструктурных проектов на транспорте и всей прочей деятельности, завязанной на энергетике, безусловно, важны. И "заказ" бизнеса должен быть учтен. Но энергомощности должны не только идти вслед за бизнесом, но и появляться там, где свои интересы есть у государства, то есть строиться "в запас", но очень продуманно.
Сейчас стоит проблема обеспечения необходимой энергией не только традиционно нуждающихся в ней регионов, но и новых территорий. За последние годы промышленность и граждане со своими домами и ресторанами активно обживали районы Черного и Балтийского морей, идет бурное развитие экономики в регионах Поволжья и Дальнего Востока. Во всяком случае, спрос на электроэнергию увеличивается не только там, где когда-то строились станции и где у нас остались невведенные объекты (больше на Востоке), которые и гидроэнергетики, и атомщики готовы довести до ума.
У нас, кстати, стоят брошенными несколько атомных станций в приличной стадии готовности. Две из них можно ввести в строй в течение нескольких лет. Еще одно направление - это реконструкция старых электростанций. Им можно дать новую жизнь, например, сменив газовые турбины. Меньше денег, сил и времени требуют малые электростанции.
При этом очень важный момент - грамотные инженерные решения, наличие хороших проектов. Экономить на них нельзя, потому что потом это обернется потерями. Кроме того, понадобятся очень сильные строительные организации - мобильные, обладающие высококвалифицированными кадрами. От "дешевой" работы мало проку - в энергетике строят не на год и не на два. А мы должны создать действительно современную энергетическую инфраструктуру: эффективную, экономичную, с запасом на будущее.
Как при строительстве объектов энергетической инфраструктуры можно использовать механизм частно-государ-ственного партнерства? Сейчас его пытаются запустить на транспортных проектах, но пока инвесторы не слишком спешат вкладывать свои деньги в дороги.
Конечно, бюджет, даже при бурно растущих ценах на сырье, в одиночку не потянет все расходы на новые стройки и завершение старых, реконструкцию, модернизацию и поддержание действующих мощностей и сетей. Да это было бы и неправильно. И бизнес может принять участие во многих проектах.
Как это сделать? К так называемому кооперативному методу, когда на строительство новой станции скидываются будущие потребители энергии и финансирование полностью обеспечивается за их счет, мы пока не готовы. Но часть расходов возложить на будущих потребителей вполне реально. При этом пропорции государственных и частных вложений нужно просчитывать отдельно для каждого случая. Там, где есть явная нехватка мощностей, но уже сформировался спрос, частные деньги найти легче. Можно привлечь к софинансированию не только будущих потребителей, но и банки, иностранных инвесторов. В этом случае все хорошо понимают, что в накладе они не останутся.
Труднее привлечь частные деньги в проекты, подогнанные под государственные интересы. В этом случае на бюджет лягут более весомые расходы. Но и здесь можно искать разные варианты частно-государственного партнерства. Например, начать стройку на бюджетные деньги, вкладывать их в необходимую инфраструктуру, прокладку передаточных линий, а потом подтягивать частных инвесторов. Или организовать процесс так, чтобы бизнесу были выгодны такие вложения - дать ему преференции, гарантии по окупаемости инвестиций.
Не исключено, что новые стимулы у бизнеса появятся после того, как будет более детально изучен окончательный вариант генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики. Такая карта, где отмечены будущие точки генерации, сроки их ввода, поможет предпринимателям скорректировать перспективные инвестиционные планы. И, возможно, с учетом схемы могут быть перенаправлены потоки инвестиций, изменится их "разбивка" по регионам.
Энергетическая инфраструктура - это не только энергетика, станции, линии электропередачи, но и питающая ее система газоснабжения...
Здесь выделяются два направления: прокладка газовых труб для экспорта (балтийский "Голубой поток" и "Южный поток") и внутренняя газораспределительная сеть. Причем внутренняя система должна обеспечить подводку газа не только к крупным промышленным объектам, но и к населенным пунктам в Центральной части России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Сейчас, как ни странно, в России, имеющей свой газ и отправляющей его на экспорт, уровень газификации ниже, чем на Украине или в Прибалтике.
Возможности по добыче газа у нас есть. Правда, несмотря на богатые запасы, мы должны быть готовы к новой проблеме: газ в обозримой перспективе будет дорожать - и в мире, и у нас. Значит, в некоторых регионах, там, где это выгодно, его надо замещать углем, строить или восстанавливать угольные станции. Но вопрос о том, как стимулировать бизнес к таким масштабным вложениям, пока остается открытым.
Уже в 2009 году предполагается снизить нагрузку на нефтяную отрасль: изменится шкала расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Его будут взимать не с 9 долларов за баррель, а с 15 долларов, планируется ввести налоговые каникулы для компаний, ведущих добычу и разведку новых месторождений на шельфе. Этих мер достаточно?
Эти меры необходимы, но недостаточны. Разведка последних двух десятилетий в основном провалена - резервы не успевают восполнять добычу.
Сегодня льготы даются в основном под крупные проекты. Большим компаниям они помогут. Однако они сосредоточены на добыче из высокорентабельных месторождений и скважин. А резерв малорентабельных месторождений и скважин остается неиспользованным, хотя он приближается к уровню годовой добычи нефти в стране. Это значит, что надо также стимулировать поиск и полную разработку также и небольших месторождений, малыми компаниями, как это делается в развитых странах.
И параллельно следует заниматься неф-тепереработкой. Эта проблема существует не только у нас. В девяностые годы при дешевой нефти в мире мало строилось перерабатывающих мощностей. Мы сейчас экспортируем море мазута, из которого добывают массу бензина. И теряем деньги. Это расточительство надо заканчивать. Также важно начать перерабатывать тяжелые нефти, чтобы поднять "чистоту, легкость и цену" экспорта.
Все эти проблемы - отголоски прежнего подхода к природным ресурсам. У нас ведь раньше была расточительной вся экономика. Но при нынешних ценах на энергоресурсы и вовлечении России в мировую экономику придется менять многое: и в "нефтянке", и в энергетике. Мы просто не можем себе позволить относиться к расходованию электроэнергии так же бездумно, как сейчас. У нас есть огромный неиспользованный резерв: если применить западные технологии, то можно примерно на четверть снизить потребление энергии. Речь идет о новых требованиях к строительству зданий, сооружений, прокладке теплоснабжения - надо принимать жесткие технические регламенты, которые заставят думать об энергосберегающих и энергоэффективных решениях. Но есть вопросы и к самим энергетикам - у них тоже осталось много неэффективных агрегатов, старых станций. Там есть, чем заняться.
В мире идет активный поиск альтернативных источников энергии. Многие эксперты прогнозируют замедление темпов роста мировой экономики. И, как следствие, снижение спроса, а соответственно, и цены на энергоресурсы. Насколько реалистичны эти прогнозы и на какие цены нам надо ориентироваться?
Ближайшие годы мировая экономика будет продолжать жить при технологиях, которые были внедрены за предыдущие полтора десятилетия. Энергетика - область капиталоемкая и инерционная. Инвестиционные решения, принимавшиеся 17 лет при низких ценах, встроены как в технологии, так и в образ жизни среднего класса. Изменить характер роста под влиянием высоких цен можно, но это потребует времени, больших затрат и новых технологических решений. Это - вопрос не сегодняшнего, а завтрашнего дня.
Нет оснований говорить и о замедлении темпов роста экономики. Напомню, одной из причин мощного роста мировой экономики стали необычайно большие темпы роста в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой. И при сохранении или даже снижении темпов роста в развитых странах наблюдается устойчивый многолетний отрыв в темпах ряда ведущих развивающихся стран, прежде всего в Китае и Индии. Быстро растущие экономики Азии, Латинской Америки будут нуждаться в колоссальных объемах энергоресурсов. Для достижения баланса энергопотребления в мире к 2030 году нужна либо революция в сбережении энергии, либо резкое падение роста энергоемких отраслей в развивающихся странах.
Снижение цены в краткосрочном плане полностью исключить нельзя. Но возможны и шоковые всплески цен вверх. Для развития нашей энергетики и экспортных планов важна ориентировка на устойчивый коридор цен. Надо внимательно отслеживать тенденции, связанные с добычей, доставкой и переработкой энергии. Но самое важное - суметь эффективно реинвестировать наши доходы в период сохраняющегося "окна возможностей", в том числе и в топливно-энергетический комплекс.
Досье
Григорьев Леонид Маркович.
Окончил экономический факультет МГУ, в 1971 году стал кандидатом экономических наук. Повышал квалификацию в Wharton Econometric Forecasting Associates (Philadelphia, USA) и Европейском институте делового управления (INCEAD, Фонтенбло, Франция). С 1971 года работал в Институте мировой экономики и международных отношений АН СССР (ИМЭМО) научным сотрудником, заведующим отделом, заведующим сектором. С 1990 года был привлечен в качестве эксперта к работе Комиссии по экономической реформе сначала Правительства СССР, а в дальнейшем Правительства Российской Федерации. С 1991 по 1992 год работал в должности заместителя Министра экономики и финансов РФ. С 1992 года был советником в Российском директорате Международного банка реконструкции и развития. В 1997 году возглавил фонд "Бюро экономического анализа", в котором проработал в должности генерального директора до 2001 года. С 2001 года работал в Экспертном институте заместителем директора, став в 2005 году председателем правления. С декабря 2004 года является президентом фонда "Институт энергетики и финансов" и одновременно с этим с 2005 года - деканом факультета менеджмента Международного университета в Москве. Леонид Григорьев - автор многочисленных научных работ и публикаций. Плоскость научных интересов - мировая энергетика, прогнозирование мировой и российской экономики; изучение института права собственности, проблем корпоративного контроля и приватизации, а также вопросов, относящихся к частной финансовой системе.
Эльвира Набиуллина, министр экономического развития РФ:
- Россия должна стать конкурентоспособной страной на мировом рынке. Основой для этого должно быть инновационное развитие экономики страны за счет ее диверсификации и развития человеческого капитала. При этом топливно-энергетический комплекс как раз может стать драйвером инновационного роста.
21 триллион рублей - таков планируемый до 2020 года рост капиталовложений в энергетику России
Энергоинвестиции пойдут на развитие генерации и сетей. Мощности атомных и угольных станций должны вырасти более чем в два раза, гидростанций - свыше 45 процентов, а рост газовой генерации превысить 40 процентов. Такое внимание отрасли уделяется не случайно: именно инфраструктурные ограничения, в том числе и в сфере энергетики, могут создать серьезные риски для дальнейшего развития экономики
В разрабатываемом проекте энергетической стратегии до 2030 года, судя по заявлениям представителей мин-энерго, объем инвестиций в угольную отрасль должен составить от 400 до 650 миллиардов рублей. Предусматривается разработка новых угольных месторождений на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири
Пока динамика роста добычи нефти постоянно снижается: в 2007 году темпы прироста упали до 0,7 процента, в первом квартале этого года по сравнению с тем же периодом прошлого года добыча нефти сократилась на 0,2 процента