МГУ и СПбГУ включат в сеть ведущих научно-образовательных центров

Российской системе высшего образования снова "пригрозили" масштабной реорганизацией с прицелом на развитие научных исследований. Вузы, которые не потянут роль лидеров, будут перепрофилированы или вообще закрыты.

Вчера президент Дмитрий Медведев собрал совещание по развитию в стране сети научно-образовательных центров. Сращивание образования и науки стало одним из основных направлений работы правительства в рамках национального приоритетного проекта в этой сфере. И именно на такую сеть государство делает ставку для развития фундаментальных и прикладных исследований, масштабы которых в новой России значительно упали с развалом СССР.

Сегодня работа государственного сектора науки признана неэффективной. "В настоящее время международный авторитет российские школы сохраняют, но не во всех сферах, - подчеркнул глава государства, открывая совещание в Московском инженерно-физическом институте. - Такие школы мы обязаны поддерживать и будем это делать, но крайне важно при этом выявить лидеров, способных вырваться вперед и обеспечить высочайший уровень научных исследований". Но и таким школам придется еще побороться за эту господдержку, поскольку глава государства оптимальным считает конкурсный принцип распределения госфинансирования на основе незаангажированной и неаффилированной экспертизы. "Формирование общей государственной программы фундаментальных исследований способно привести в действие этот конкурсный механизм", - подчеркнул Медведев.

Другая проблема - кадровый голод, который в значительной степени испытывают научные сектора, получившие мировое признание. "Не везде, но во многих вузах значительно упал уровень научных исследований, - подчеркнул президент. - Не только уровень, но и интерес к ним. Очевидно, что эту ситуацию надо кардинально менять, и основные меры здесь уже предложены - только что принята ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы. Государство не забывает и о смене научных поколений. Как известно, в 90-е годы из страны шла утечка научных кадров, а перспективную молодежь с распростертыми объятиями приняли за границей, давая им возможность раскрывать свой потенциал. Сегодня Россия готова предоставлять условия молодым ученым для работы на родине. "Свою позитивную роль сыграют и учрежденные госпремии за научные достижения среди молодых ученых, - уверен Дмитрий Медведев. - Соответствующий указ уже подготовлен".

В то же время, по мнению президента, России пора самой переманивать специалистов из заграницы. "Нам нужна отдельная система мер для привлечения в нашу страну научно-педагогических кадров из ведущих научных и образовательных центров мира, - заявил он. - Мы не можем все время вариться в собственном соку". Наконец, государство для развития науки должно принять организационное решение и приступить к формированию сети научно-образовательных центров. Фактически речь идет о масштабной реорганизации всей системы образования с выделением ведущих университетов и вузов и их государственной поддержкой. Первые шаги, как известно, уже были приняты, когда образовали Южный и Сибирский федеральные университеты. Но на этом останавливаться не станут. "Нам надо окончательно определиться с площадками для организации федеральных университетов в других округах, - подчеркнул вчера глава государства. - Сегодня по сути принято решение о создании такого университета на Дальнем Востоке. В ближайшее время необходимо рассмотреть возможность создания федеральных университетов на Урале, в Калининграде и в Поволжье". Вместе с тем сеть научно-образовательных центров не будет строиться с нуля. В нее, признался Медведев, могут войти и традиционные университеты, которые можно назвать исследовательскими центрами. Такой статус, вероятно, получат МГУ, Санкт-Петербургский госуниверситет и Московский физико-технический институт. Еще одним элементом образовательной сети с уклоном в науку станут специализированные вузы. Таковыми в качестве примера были названы Ядерный университет на базе МИФИ и Технологический университет на базе Московского института стали и сплавов.

- Нам надо тщательно проработать предложения о создании трех-четырех национальных исследовательских центров мирового уровня, - обозначил последний оргмомент глава государства. - Такой опыт уже есть - это "Курчатовский институт".

При этом он предупредил, что создавать такие центры следует исходя из приоритетов научных исследований и опираясь на имеющуюся базу. "Просто так наплодить каких-то центров на бумаге несложно, - заметил Медведев. - Нам нужны реальные научно-образовательные центры, а для этого должна быть база. А что такое база? Это люди прежде всего, земля и, к сожалению, не очень хорошее оборудование, доставшееся нам в наследство". За финансированием вопрос не постоит. Президент прямо призвал сформировать долгосрочные программы развития научных и научно-образовательных центров, - согласился министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Методы стимулирования этих учреждений министр предлагает предельно жесткие. На основе четких критериев деятельности должны быть определены лидеры научно-образовательной сферы, на финансовой поддержке которых государство и обязано сконцентрироваться. К таковым Фурсенко причислил 57 вузов, которые уже поддерживаются в рамках нацпроекта "Образование". А отстающим придется либо подтягиваться, либо прекращать существование.

- Мы должны помогать лидерам, - убеждал президента Фурсенко, - и жестко подходить к аутсайдерам, добиваясь, чтобы они закрывались или развивались. Сейчас у нас в России порядка 1000 вузов, из которых конкурентоспособными являются 150. Может, 200.

- Это же всего 15 процентов, - прикинул Дмитрий Медведев. - Сколько нужно университетов?

- Где-то до 50, - сказал министр.

Что касается остальных, то им Андрей Фурсенко уже нашел применение. Смягчившись, вместо закрытия он предложил их перепрофилировать в филиалы лидеров или же средние профессиональные образовательные учреждения.

- В некоторых случаях лучше стать хорошим ПТУ, чем быть плохим университетом, - заметил Дмитрий Медведев.

- Сегодня существует обратная тенденция, когда очень неплохие техникумы становятся посредственными университетами, - продолжил мысль глава минобрнауки. О том, что в России перебор с высшими учебными заведениями, говорят давно, в том числе в высших эшелонах власти. Да и демографический спад, как недавно подчеркивал министр Фурсенко, в ближайшие годы может привести к тому, что количество выпускников школ будет меньше количества мест в высших учебных заведениях. Кроме того качество образования во многих вузах тоже оставляет желать лучшего. А нередко частные университеты и институты, где обучение конечно же платное, становятся для их преподавателей просто хорошей кормушкой.

Разом пойти на радикальные шаги по закрытию вузов государство не сможет, пока не будет выстроена новая основа всей системы образования, но организационные решения на высшем государственном уровне фактически приняты и одобрены. Желание тоже проглядывается, так что дело за средствами и преодолением возможного сопротивления реформе.