Во всякой стране молодежь всегда иностранка, сказала когда-то мадам де Сталь, имея в виду, что будь ты подросток, зачитывающийся ее романами, или next, который выбирает пепси, все равно будешь удивлять своих предшественников как заморская зверушка. Свою порцию инородности продемонстрировало и нынешнее "поколение стабильности". Так называют социологи молодых людей, уже не помнящих революций и дефолта 90-х, когда половина трудоспособного населения мечтала уехать за бугор. Нынешним хорошо там, где они есть.
Банк Австрии провел социологическое исследование о настроениях молодежи, в котором приняли участие 15 тысяч человек из 15 стран Центральной и Восточной Европы. Выяснилось, что доля желающих навсегда покинуть свою страну в России одна из самых низких в регионе - всего два процента. По данным соцопросов, отечественного работодателя, а не международные корпорации выбирает в России 46% молодежи, в Словении - 48, Болгарии - 43, в Австрии - 46 процентов.
Наоборот вовне ориентированы в Польше и Словакии. Там выявлен высокий уровень заинтересованности в международных компаниях. К примеру, приблизительно 39 процентов молодых поляков желают начать карьеру в польских отделениях международных компаний и лишь 13% - в отечественных фирмах.
Есть перспективные страны Центральной и Восточной Европы, где молодежь делает ставку на собственный бизнес. Эта тенденция особенно заметна в Турции, где 38 процентов молодых желает открыть свое дело, а также в Сербии (25) и Венгрии (22). В России эта цифра составила 15 процентов.
Российские исследования показывают другие результаты, сообщили "РГ" в Фонде "Общественное мнение", где запущен мощный проект "Новое поколение".
- Соцопрос показал, что в коммерческой организации предпочли бы работать 34 процента респондентов, - сообщила доктор социологических наук, директор проекта Лариса Паутова. - А 30 процентов нового поколения хотят заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Мало того, бизнес их привлекает не только высокими доходами, но и азартом: "Спокойно сидеть на диване - это не для меня!"
Впрочем, и полученные австрийскими учеными результаты далеко не так однозначны, есть нюансы. В ответах респондентов, несмотря на присутствие общих тенденций, авторы исследования выявили ряд показательных отличий.
- В Польше, Сербии, России, Боснии и Герцеговине, Болгарии, а также в Казахстане молодое поколение верит, что их страна переживает период настоящего экономического роста, - говорит заместитель главы департамента рыночных исследований Банка Австрии Мартин Maйр. - У молодежи в Австрии эйфории по этому поводу меньше: нельзя сказать, что у них пессимистичный взгляд на экономическое развитие страны, однако чувствуется недостаток оптимизма.
Еще хуже обстоят дела в Турции. Напряженная и нестабильная политическая обстановка дополняется и другими поводами для пессимистических настроений - высокими показателями инфляции, ценовыми колебаниями и высокими процентными ставками. Грустно и в Венгрии, где ощущаются последствия изменений в финансовой сфере.
А что же в России? Если верить австрийцам, наша молодежь по поводу своих перспектив не заморачивается. Исследование показало, что оптимистичнее всего свои перспективы оценивает молодежь Казахстана с показателем 71 пункт. И молодые россияне тоже не отстают: их вера в свои силы получила оценку 64.