Не исключено, что первое зарубежное турне Барака Обамы по пути в Белый дом станет для него настоящим откровением. Ведь одно дело, сидя в уютном вашингтонском кабинете, давать советы действующему президенту США. И совсем другое - смотреть в глаза всем тем, кому всегда чего-то надо от "главного жандарма планеты".
И ведь отказать никак нельзя. Ну хотя бы сделать вид, что не отказываешь. Так как иначе могут пострадать национальные интересы Соединенных Штатов. Что, как известно, тут же сказывается на рейтинге хозяина Белого дома.
Джордж Буш, в отличие от Барака Обамы, прекрасно знает, что буквально каждое его слово на вес золота. От того, что скажет или пообещает президент США, действительно зависят котировки на биржах, цена на энергоносители, межгосударственные отношения порой сразу десятка стран и даже судьбы миллионов людей разом. Правда, не исключено, что последние несколько лет Буш перестал придавать особое значение национальным интересам США. Иначе его рейтинг вряд ли был бы таким низким, как сейчас.
Колеся вторую неделю по миру, у Обамы есть прекрасная возможность на деле понять, насколько тяжела "шапка Мономаха". Иными словами, он получил уникальный шанс прочувствовать, каково это быть политиком мирового уровня, которому просто противопоказано лишний раз открывать рот. При этом нет сомнений, что Обама действительно умный сенатор с намеками на возможность стать одним из самых ярких президентов США. Так что ему не понадобилось много времени, чтобы, выйдя в свет, сразу же понять, что к чему.
Именно поэтому Обама чуть ли не с первого часа своего международного турне начал делать заявления, которые, по сути, мало чем отличаются от ранее сказанного в тех же странах 43-м президентом США Джорджем Бушем.
В Афганистане сенатор-демократ от штата Иллинойс пообещал, что борьба с "Аль-Каидой" станет чуть ли не главным приоритетом его внешней политики. При этом на афганскую территорию, в случае его избрания президентом США, будут переброшены дополнительные подразделения армии США. Ну а окружающие Обаму политологи тут же посоветовали кандидату в президенты не повторять ошибок, которые допустил СССР в Афганистане. Примерно с теми же предложениями они обращались и к Бушу.
Палестине и Израилю Обама пообещал с первого дня вступления в должность президента США заняться решением палестино-израильского конфликта и сообща найти возможность для прорыва. Это же буквально слово в слово не раз заявлял и Буш во время своих многочисленных визитов на Ближний Восток. Разве что в своих выступлениях он не говорил фразу: "С первого дня моего вступления в должность".
Суммируя все сказанное до сих пор Обамой во время его первого зарубежного турне, можно констатировать - лишь в одном речи сенатора отличаются от заявлений Буша во время поездок президента США по тем же странам. Первый уже определился с точным сроком вывода американских войск из Ирака - через 16 месяцев после вступления в должность хозяина Белого дома. Второй считает, и с Бушем в этом трудно не согласиться, что освобождение Ирака от американской оккупации приведет лишь к региональной катастрофе. Гражданская война на иракской территории будет практически неминуемой. Не исключено, правда, что, придя к власти, Обама постепенно начнет все более туманно говорить о сроках вывода войск. Слишком уже запутанное наследство оставляет Буш своему приемнику.
Тем временем к середине своего зарубежного турне Обама настолько вошел в роль следующего президента США, что уже был готов примерить "шкуру" не Джорджа Буша, а Джона Кеннеди. Но официальный Берлин поставил на место все еще лишь сенатора. В четверг Обама прибыл в Берлин с явным намерением выступить с речью о своем видении будущего европейско-американских отношений не где-нибудь, а на фоне Бранденбургских ворот. Знающие немецкую историю не могли тут же не провести параллель с Джоном Кеннеди, который в 1963 году выбрал то же самое место в Берлине для своей речи "На передовом рубеже противостояния двух идеологических систем".
Канцлер ФРГ Ангела Меркель, однако, назвала желание Обамы очевидным перебором и добавила: "Бранденбургские ворота - это хорошее место для президента США. Также и для других президентов. А определенные предвыборные мероприятия должны проходить в Берлине не везде".
И все же ссориться с тем, кто уже через полгода может стать 44-м президентом США, Меркель явно не хотела. Обаме предложили пойти на компромисс, и он согласился. В итоге выступал в четверг вечером в Берлине сенатор от штата Иллинойс у подножия колонны Победы, от которой, к слову, открывается неплохой вид на Бранденбургские ворота.