В Барнауле катастрофически не хватает парковок

Дороги Барнаула, по подсчетам ученых, рассчитаны только на 80 тысяч машин, но уже сегодня их больше в два раза.

Водители вынуждены парковать свои авто на пешеходных тротуарах и зеленых газонах, нарушая при этом правила безопасности движения и создавая пробки на дорогах. На "красной линии" первые этажи большинства зданий переоборудованы под офисы, магазины и торговые центры, и многие из них не оснащены стоянками для автомобилей.

- Предприниматели обязаны делать парковки в том случае, если есть возможность их обустройства, - пояснил корреспонденту "РГ" заместитель председателя комитета по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи администрации Барнаула Александр Дементьев. - До недавних пор этому вопросу уделялось мало внимания. Теперь же, когда речь заходит о строительстве входного узла или офиса, обязательным условием является наличие достаточного места для остановки машин.

Из-за нехватки парковок и возникающих несанкционированных стоянок перегружено движение на проспектах Ленина, Социалистическом, улице Молодежной, на участках дороги от улицы Папанинцев до Чкалова и от улицы Интернациональной до Никитина. На Павловском тракте и Комсомольском проспекте картина чуть лучше, потому что шире проезжая часть. К сожалению, водители зачастую паркуют машины неправильно, не обращая внимания на разметку.

По заданию краевого ГИБДД за счет средств края специалистами был разработан проект организации дорожного движения в центральной части города. Кроме всего прочего он предусматривает увеличение ширины проезжей части проспекта Ленина до 11 метров. Проектировщики постарались запланировать максимально возможное количество парковочных мест с учетом того, что этот проспект является еще и одной из главных пешеходных артерий города. В 2008 году планируется произвести работы по его расширению, а в следующем будут сделаны парковки и полный ремонт асфальтобетонного покрытия дороги с установкой светофоров. Обязательное требование ГИБДД - установить после реконструкции во всех парковочных карманах главной магистрали дополнительный информационный знак о способе парковки.

На строительство многоярусных стоянок и подземных переходов у города нет средств

- Строить многоярусные парковки, как в Новосибирске, мы не готовы, - полагает Александр Дементьев. - Нужно "уходить" в землю, а там протянуты коммуникации. Строительство многоярусных парковок, надземных и подземных переходов в принципе рассматривается, но они должны быть фундаментальными. Одно могу точно сказать: строить подобные объекты за счет средств городского бюджета у нас сегодня нет возможности.

При этом начальник отдела ГИБДД УВД Барнаула Андрей Пономарев считает, что в краевом центре проблема парковки автомобилей стоит не так остро, как в других, более крупных, чем Барнаул, городах. Доля нарушителей ее правил в общем ряду штрафников остается небольшой и даже имеет тенденцию к снижению.

- Никому не хочется получить штраф, а они сейчас не малые, - утверждает Пономарев. - В Барнауле работают десять машин-эвакуаторов, и пока они справляются с работой. Машины доставляют на штрафную стоянку - в первый день после эвакуации с водителей денег не берут.

В обозримом будущем работы у эвакуаторов, по всей видимости, меньше не станет. Автовладельцы, сотрудники ГИБДД и дорожники едины в одном - решить проблему с парковками вряд ли удастся. Для этого нужно строить в городе сотни новых парковочных карманов, расширять дороги, но, как показывает опыт последних лет, темпы реконструкции отстают от нужд непрерывно растущего автопарка.

Справка "РГ"

По официальным данным, количество единиц автотранспорта в Барнауле за последние семь лет выросло на 29 тысяч и составляет почти 160 тысяч машин.

А как у соседей?

Новосибирск

Проблема автостоянок в Новосибирске, и особенно в центральной части города, обострилась до крайности. По данным депутатов городского Совета, сегодня количество мест для парковок соответствует уровню автомобилизации 1989 года. Опережающий все прогнозы рост количества личных автомобилей, долгое игнорирование нужд автовладельцев привели к тому, что самыми традиционными местами для парковки стали первые полосы дорог (а иногда и не только первые!), городские дворы и газоны.

По решению мэрии теперь ни один строительный проект не может получить "добро", если в нем не заложено достаточное количество парковочных мест. Объемы ввода подобных объектов растут довольно быстрыми темпами - так, в 2007 году в городе появилось в пять раз больше стоянок и парковок по сравнению с предыдущим годом. В течение 2008-2009 годов в центральной части города планируется разместить несколько десятков современных стоянок.

Но автовладельцы относятся к этим заявлениям довольно скептически.

- Еще два года назад мы предложили мэрии проект городской целевой программы "О модернизации гаражного фонда, мест парковок и автостоянок в городе Новосибирске", - говорит президент общественной организации автовладельцев "Свобода выбора" Алексей Сухоруков. - В то время мэрия ответила нам, что работа над такой программой преждевременна. Таким образом, в данное время она пожинает плоды собственного бездействия. Автопарк растет, а застройщики по-прежнему стараются сэкономить на парковочных местах.

Омск

В Омске проблема автостоянок достигла апогея. В этом году городские власти решили вынести на окраины около двадцати тысяч металлических гаражей. У лишившихся "ракушек" автолюбителей осталось два выхода: либо каждое утро ездить за машиной на другой конец города, либо парковать ее в собственном дворе. Естественно, большинство выбрало второй вариант.

Теперь автомобилями заставлены обочины магистралей, тротуары, а также газоны и детские площадки. Многоярусные гаражи, которые сегодня стали появляться во всех районах города, не в силах изменить ситуацию. Минимальная цена за место в "автонебоскребе" на улице Дмитриева - 250 тысяч рублей. А в некоторых автохранилищах стоимость одного капитального бокса уже доходит до миллиона.

Но многим владельцам железных коней не по карману даже охраняемые автостоянки под открытым небом. Неудивительно, что горожане все чаще устраивают авто на ночлег под собственными окнами. Однако дворовая парковка не предназначена для одновременного длительного пребывания машин всех жителей многоэтажки. Эксперты уверены - проект омских законодателей, согласно которому застройщики будут обязаны предоставить каждой семье площадку под авто, на практике окажется невыполнимым.

По оценкам проектировщиков, ни на одной центральной улице сегодня нет парковки, которая бы соответствовала всем правилам и нормам. Омскгражданпроект неоднократно предлагал создать в мэрии отдел дорожного движения, который бы занимался строительством и эксплуатацией стоянок. Безрезультатно.

Кемерово

По официальным данным ГИБДД, в декабре прошлого года в столице Кузбасса насчитывалось более 136 тысяч автомобилей - от самосвалов до "легковушек". Ежегодно к автомобильной армаде прибавляется еще около 10 тысяч единиц автотранспорта.

По мнению администрации Кемерова, проблема назрела до такой степени, что создает реальную угрозу нормальному функционированию городского хозяйства. Минувшей зимой стала практически невозможной полноценная очистка дорог от снега и мусора в центре Кемерова - весь правый ряд проезжей части круглые сутки занимает личный транспорт. А в теплое время года приходится регулярно ремонтировать газоны, потому что на них "ночуют" тяжелые джипы.

По инициативе комитета по управлению муниципальным имуществом, сейчас идет разработка программы по решению автостояночной проблемы Кемерова. В ее основе - очевидная мысль: если мест для стоянки машин не хватает - их надо создать. Например, в тех микрорайонах, которые строятся сегодня, места для парковок и стоянок создаются с запасом - в расчете на то, что здесь будут оставлять свои средства передвижения жители близлежащих старых домов. Вдобавок, методом точечной застройки по всему городу планируется создать дополнительно около 40 тысяч автостояночных и парковочных мест. Это будут, прежде всего, многоэтажные (подземные и надземные) гаражные комплексы боксового и манежного типов.