29.07.2008 02:40
    Поделиться

    Зачем Евросоюзу экономические "анклавы" на территории России

    Тенденция налицо: стремительными темпами растет число так называемых еврорегионов, которые по инициативе Евросоюза организуются на приграничных территориях России, Белоруссии, Украины и стран Балтии. И больше всего еврорегионов создается именно в Белоруссии. Получается, чем ближе к России, тем лучше...

    Но что же такое сами еврорегионы? Еще в 70- е годы в ЕС появилась доктрина упрощенного сотрудничества приграничных территорий. Реализовывать ее начали с собственно территории ЕС ("классикой" является первый еврорегион - Германия-Голландия). Суть проста: губернии, расположенные по разные стороны границ, начинают взаимодействовать так, будто этих границ не существует. Вплоть до отмены визового и упрощения таможенного режимов, не говоря уже об инвестиционных потоках, развитии туризма и так далее.

    Но уже в 90-е еврорегионы стали активно создаваться на территориях бывшего СССР, граничащих с ЕС, в том числе в российских (первым примером является еврорегион "Карелия"; затем - южнее - возник еврорегион с символическим "Ливония"). Это означало, что на территории РФ вводится близкая к существующей в ЕС система таможенного, налогового и юридического регулирования внутри- и внешнеэкономической деятельности. Как считает украинский экономист Игорь Пеленко, "такие евротерритории позволяют странам фактически включаться в ЕС и без официальных межгосударственных переговоров по вступлению в Евросоюз или ассоциации с ним. То есть формируется экономический режим, который если не противоречит национальному законодательству России, Украины и Белоруссии, то, во всяком случае, вынуждает их приспосабливаться к режиму этих зон, а в дальнейшем - к экономическим правилам Евросоюза".

    Схожее мнение у белорусского аналитика Аркадия Малчука: "С помощью еврорегионов ускоряется сближение с ЕС его соседей в бывшем СССР, а если конкретнее - формируются наилучшие условия для экономического взаимодействия Беларуси и особенно ее регионов с Евросоюзом. Это показывает, что политическая конъюнктура - не главный фактор в политике ЕС по отношению к странам экс-СССР".

    В России, однако, "политику" эту, что называется, просекли. Уже с начала 2000-х отношение к еврорегионам в федеральном центре, похоже, остыло. И те же "Карелия" с "Ливонией" являются скорее виртуальными. А министерство в Петрозаводске, ответственное за данный проект, расформировано еще лет 8 назад. Видимо, в еврорегионах заподозрили нечто большее, чем просто "приграничную дружбу".

    Британский аналитик Джеймс Скотт полагает, что "в изучении еврорегионов необходимо различать политику намерений, риторику самопрезентации и реальный опыт кооперации". Что такое, например, "политика намерений"? Зачем правительствам стран-членов ЕС, которые на пропагандистском уровне проклинают, например, "режим Лукашенко" и нередко пикируются с российскими властями, эта затея?

    Ответ, можно сказать, в филологии и географии. А именно: еврорегион "Неман", в который входят белорусские, литовские, польские и российские приграничные районы (с российской стороны - Черняховский, Краснознаменский, Озерский, Гусевский и Нестеровский районы Калининградской области).

    А каково название очередного такого региона -"Беловежская Пуща"? Это одобренный в ЕС белорусско-польский проект 2002 года. Примечательно имя и другого еврорегиона - "Ливония". И как знать, может, вскоре учредят еврорегион "Ингерманландия" и тем самым "оградят" от Ленинградской области те ее регионы, где до конца 1930-х жили ингерманландцы?..

    К настоящему времени на западных и юго-западных подступах России действует 9 еврорегионов: "Неман", "Западный Буг", "Беловежская Пуща", "Днепр", "Ливония", "Карелия", "Приозерный край", "Слобожанщина" и "Ярославна". В ближайшие годы планируется создать еврорегионы "Черное море", "Даугава-Западная Двина", "Нарва-Чудский бассейн".

    Но зачем их продуцируют на постсоветское пространство? Видимо, замысел не только в том, чтобы дать возможность людям в приграничных территориях проще общаться друг с другом. Но тогда в чем?..

    Россию, как известно, не берут в ВТО, и процесс затянулся настолько, что вряд ли кто назовет конкретный срок. Дело ли, однако, что одна из самых больших экономик мира - вне ВТО? Так как быть? Открыть в России "окна", через которые указанные выше структуры могли бы "транслировать" свои товары, услуги и капиталы внутрь российской "терра инкогнита".

    "Ползучая" интеграция с ЕС может порождать (если уже не порождает) противоречия между регионами и центром

    А задумывались ли вы, почему именно белорусские товары превалируют на нашем рынке в ряде приграничных регионов? По экспертным оценкам, это не только плоды свободной, т.е. беспошлинной "союзной" торговли. Многие российские товаропроизводители считают, что нужно сопоставить: сколько Белоруссия производит товаров, а сколько отгружает в РФ. Более того, утверждается (об этом сообщали "РГ" и "РБГ"), что именно Белоруссия, столь активно пустившая к себе еврорегионы, стала, похоже, "окном" для проникновения в РФ не только и не столько белорусских, сколько реэкспортных товаров. Схожая ситуация с экспортом из Украины, где тоже множатся еврорегионы.

    Аналитики указывают, что "ползучая" интеграция с ЕС может порождать (если уже не порождает) противоречия между регионами и центром по вопросам взаимодействия с ЕС и присоединения к ВТО. Так, предписанные Брюсселем разнообразные таможенно-экономические льготы для приграничных регионов России, участвующих в еврорегионах, могут породить "особое мнение" властей данного региона по той или иной проблеме. Но разве не внесет это (если уже не вносит) диссонанс в общегосударственную позицию РФ на переговорах с Евросоюзом и ВТО?.

    Похоже, в российском руководстве нет эйфории по поводу вовлечения в еврорегионы большего количества приграничных районов страны. Подтверждения тому - неучастие Смоленской области в еврорегионе "Днепр"; неучастие Псковской и Тверской областей в консультациях по созданию еврорегионов "Даугава-Западная Двина"-"Нарва-Чудский бассейн" (хотя те области участвуют в одноименной российско-белорусско-латвийской зоне экономико-экологического сотрудничества и в программе сотрудничества приграничья РФ, Эстонии и Латвии). Немаловажно и то, что российская сторона пока без особого энтузиазма относится к совместно предложенному Румынией и Украиной созданию еврорегиона "Черное море".

    Кстати, именно вблизи еврорегионов в Белоруссии и Украине создаются свободные (или особые) экономическое зоны. Уже почти 40 процентов территории Белоруссии и свыше четверти - Украины уже охвачено как еврорегионами, так и упомянутыми зонами. И, если доля еврорегионов и особых зон в общем объеме зарубежных инвестиций в Украине почти 30 процентов, то в Беларуси - превышает 55 процентов. Хотя Беларусь и Россия представляют собой "единое государство", переговоры с ВТО и ЕС Москва и Минск ведут сепаратно. Так что еврорегионы противоречат или, по крайней мере, могут противоречить российско-белорусскому союзу. А в более широком контексте - навязывать правила игры, выгодные ЕС.

    Косвенным подтверждением такой версии является и тот факт, что еще в 2005 году по поручению белорусского руководства были исследованы варианты вступления Беларуси в ВТО. В итоговом докладе отмечается, что "...основное внимание уделялось оценке угрозы вытеснения белорусских товаров с российского рынка, если РФ вступит в ВТО существенно раньше, чем РБ; а также оценке возможности и целесообразности форсированного вступления Беларуси в ВТО одновременно и на общих условиях с Россией. Проанализированы тарифные предложения, заявленные на переговорах РФ с ВТО".

    Сделан вывод о том, что "реальной угрозы потерять рынок России в результате присоединения ее к ВТО для Беларуси нет в среднесрочной перспективе. Беларусь должна стать полноправным членом ВТО не вследствие присоединения к этой организации России (или вместе с РФ), а в результате самостоятельных переговоров".

    Впрочем, нынешняя позиция Белоруссии не столь категорична. "Мы не исключаем, что если процесс присоединения к ВТО у наших партнеров затянется, то возможно сначала создание Таможенного союза РФ, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в рамках ЕврАзЭС к 2010 году, а потом - присоединение к ВТО. Это может быть, но партнеры хотят вступить раньше", - недавно заявил в Минске вице-премьер Белоруссии Андрей Кобяков. Тем временем недавнее расследование "РБГ" в Астане показало: в этом "оплоте интеграции" уже не верят в ЕврАзЭС и, в частности, предлагают новую структуру под названием "Евразийский союз", но со столицей в Астане.

    Что произойдет, если присоединение России к ВТО затянется и в то же время членами ВТО станут Белоруссия и Казахстан в дополнение к Украине? Мы, скорее всего, получим (как уже получили с Украиной) режим де-факто свободного ввоза в Россию товаров и услуг из ЕС и не только из ЕС. И прежде всего - с помощью тех же еврорегионов.

    Между тем

    Директор международных программ Украинского центра экономических и политических исследований имени А. Разумкова Валерий Чалый: "Ситуация на Черном море изменилась с расширением Евросоюза. Я не исключаю, что на стратегическую перспективу для Крыма будет интересно стать еврорегионом, а не каким-то отдельным регионом, который видит свои исторические связи с Россией".

    Экс-заместитель председателя Организации Черноморского экономического сотрудничества Алтай Эфендиев (Азербайджан): "С учетом развития Черноморского региона и роста его значимости растет к нему интерес со стороны основных игроков на мировой арене, включая и США. США и их интересы уже присутствуют в регионе в форме многомиллиардных инвестиций, сотрудничества в вопросах обеспечения безопасности и прочее. США... уже активно и эффективно влияют на формирование новой архитектуры региона. В новых геополитических реалиях этому ничто не может воспрепятствовать".

    Поделиться