Антимонопольное ведомство нашло способ снизить цены на авиабилеты

"Цена на авиакеросин не может превышать цену, равную эффективности поставки нефтепродуктов на экспорт. Это означает, что если взять цену внешнего рынка, вычесть из нее таможенную пошлину и транспортные расходы, то эта цена составляет равную эффективность между поставками на внешний и внутренний рынок", - такое мнение высказал замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин. Он отметил, что в 2008 году авиационный керосин подорожал примерно на 70 процентов, значительно обогнав темпы инфляции. При этом нефтяные компании берут с российских потребителей больше денег, чем с иностранных покупателей. Сейчас ситуация такова, что "доход от потребителей на внутреннем рынке у нефтяных компаний на полторы-три тысячи рублей выше, чем от потребителей внешнего рынка". "Мы считаем такую ситуацию недопустимой. Цена должна формироваться из баланса спроса и предложения, на внутреннем рынке в первую очередь".

В свою очередь ФАС при подтверждении факта нарушения антимонопольного законодательства может обязать нефтяные компании заключать прямые контракты с непосредственными потребителями топлива и продавать дополнительные объемы на открытых торгах, чтобы обеспечить условия конкурентного ценообразования на внутреннем рынке. "Мы заставим компании, опять же в случае, если факт нарушений подтвердится, продавать дополнительные объемы на открытых торгах таким образом, чтобы обеспечить условия конкурентного ценообразования на внутреннем рынке, - подчеркнул заместитель главы ФАС. - Есть баланс спроса и предложения, есть серьезная потребность внутреннего рынка, растет число автомобилей, растут авиаперевозки, поэтому есть необходимость вовлечения дополнительных объемов топлива на внутренний рынок по приемлемым ценам", - цитируют его слова "Вести.ру".

В то же время эксперты считают, что переход на прямые контракты с потребителями топлива не очень-то пугает нефтяные компании. На самом деле этот переход предполагает устранение посредников, а в нем заинтересованы собственно сами нефтяные компании.

"Если подтвердится факт установления монопольно высокой цены, то нефтяным компаниям будет предписано снизить цены, в том числе на ГСМ", - выразил уверенность заместитель руководителя ФАС. Причем, по его мнению, немотивированный отказ продавать горючее по меньшей стоимости станет "отягчающим обстоятельством" при определении размера штрафа, который может составить от 1 до 15 процентов от годовой прибыли компании. Итак, если цены на горючее для самолетов все же снизят, то это соответственно приведет и к снижению стоимости билетов, поскольку авиаперевозчикам придется уменьшить топливные сборы.