29.07.2008 03:55
    Поделиться

    Рост цен на топливо угрожает продуктовой безопасности Хабаровского края

    Вчера возобновился завоз грузов в северные районы, который был приостановлен из-за низкого уровня воды в Амуре. Однако в крае немало отдаленных поселков, куда грузы можно доставить в основном самолетом. Резкое увеличение авиатарифов на грузовые перевозки делает недоступным ряд продуктов питания для большинства северян.

    Молочка бы!

    В Охотском, Тугуро-Чумиканском, Аяно-Майском районах и в отдельных поселениях района имени Полины Осипенко, где авиация является единственным видом перевозок, цены на продукты, как минимум, втрое выше, чем в краевом центре.

    В Охотске литр свежего молока стоит 174 рублей, сухое - 300 рублей за килограмм, а обычный непакетированный чай - до тысячи рублей за килограмм, сыр - до 500 рублей за килограмм, сливочное масло - 350 рублей за килограмм.

    - Авиатарифы на грузовые перевозки увеличились с 80 до 190 рублей и более за килограмм, - раскрывает причину роста цен депутат Законодательной думы Хабаровского края Михаил Хмара. - С началом навигации цены на продукты, конечно, снизились, но совсем немного.

    В северных районах края остро встала проблема питания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Запланированные суммы на эти цели не обеспечивают суточную норму, определенную постановлением правительства края. Деньги на питание детей снимают с других бюджетных статей. Чтобы выровнять ситуацию, по мнению законодателей, необходимо дополнительно более трех миллионов рублей.

    - Мы, как законодатели, недостаточно прорабатываем вопрос о продовольствии и товарах первой необходимости, - отметил председатель комитета по правам человека, законности и социальной защите Законодательной думы Хабаровского края Николай Цилюрик. - Полномочия субъекта Федерации не ограничиваются тем, чтобы завести в северные районы только топливо, необходимо доставить в эти районы также продукты и товары первой необходимости.

    Колымский сыр

    Жители Аяна и Нелькана ездят отовариваться за 200 километров в самый северный поселок Аим. Продукты там гораздо дешевле: их завозят не из Хабаровска, а из Якутска, до которого можно добраться автомобильным транспортом. Даже в самом северном поселке Охотского района Иня сыр и молоко стоят меньше, чем в районном центре. Местные предприниматели говорят: "Зачем нам нужен Хабаровск, если дешевле привозить товары из Магадана?".

    Лишь в четырех субъектах округа доставка продуктов на север датируется из регионального бюджета

    Ведь в Магаданской области и Республике Саха (Якутия) законодательно принят перечень дотированных товаров, которые доставляются в районы Крайнего Севера. Такая же ситуация в Камчатском крае и Чукотском автономном округе. Доставка северянам необходимых продуктов и товаров осуществляется за счет региональных бюджетов. В Хабаровском крае такой перечень почему-то не принят, и депутаты хотят исправить положение.

    - Сегодня имеется опыт других северных субъектов РФ по созданию региональных фондов государственной финансовой поддержки при досрочном завозе основной группы продовольственных товаров в отдаленные муниципальные образования, который установлен законодательным актом субъекта. Считаю, необходимо рассмотреть и этот возможный путь, - заявил Михаил Хмара.

    За картошкой на Аляску

    Власти Чукотского автономного округа обратились к полномочному представителю президента РФ в ДФО Олегу Сафонову с просьбой помочь решить проблему обеспечения региона продовольствием.

    Из-за сложных климатических условий жители Чукотки не могут выращивать картофель, поэтому территория раз в год в период навигации, в сентябре, завозит его из США, штата Вашингтон, так как урожай там рано созревает и хорошего качества. Теперь со "вторым хлебом"в регионе возникли проблемы.

    - С этого года весь привозной картофель, согласно письму Россельхознадзора, должен проходить проверку санитарных служб в специальных пунктах. Они расположены в Калининграде, Новороссийске, а на Дальнем Востоке - только во Владивостоке. В итоге картофель окажется дороже, - рассказал корреспонденту "РГ" помощник губернатора ЧАО Алексей Полежаев.

    Полпред президента обещал поднять этот вопрос на федеральном уровне, чтобы разрешить создать такой пункт в Анадыре. Это позволит завозить картофель напрямую.

    Комментарий

    Маргарита Бастрыкина, заместитель начальника управления потребительского рынка министерства пищевой промышленности и потребительского рынка Хабаровского края:

    - Краевой штаб по северному завозу, конечно, курирует доставку в северные районы не только топлива, но и основных продуктов питания. Насколько выполнен план северного завоза продуктов? Его не существует, поскольку в крае еще с 1993 года северные районы сами завозят себе продукты питания. Точнее сказать, эти товары закупают и доставляют в районы за свой счет предприниматели. Льгот или дотаций из краевого бюджета они за это не получают.

    Николай Зозуля, начальник отдела координации работы с северными районами министерства топлива и энергетики Хабаровского края:

    - Наша главная задача - завоз топливно-энергетических ресурсов для социальной сферы и предприятий северных районов. По состоянию на 23 июля план поставок выполнен на 40 процентов. Не менее значимая проблема для проведения завоза - стремительный рост цен на горюче-смазочные материалы. Мы учли все прогнозы, но они в разы отличаются от действительности. Рост цен на топливо должен был составить всего 1,7 процента. Из-за повышения стоимости ГСМ предприятия-перевозчики водного транспорта уже предложили штабу по северному завозу увеличить на восемь процентов тарифы на доставку топлива.

    Тем временем

    Вчера депутаты Законодательной думы Хабаровского края направили обращения в правительство РФ и Госдуму с предложением внедрить госрегулирование цен на нефтепродукты и компенсировать региональным бюджетам и аграриям негативные последствия роста цен на горюче-смазочные материалы. За полгода они подорожали от 20 до 54 процентов. При такой динамике цен дополнительные расходы краевого бюджета в этом году составят 1,8 миллиарда рублей. Удорожание поставок топлива в северные районы потребует из бюджета еще 658 миллионов рублей. Краевые депутаты считают: "Государство-экспортер, выполняющее долгосрочные программы своего развития, вправе устанавливать внутренние цены на жизненно важные товары".

    Поделиться