Уралец из принципа отказывается пользоваться водопроводом и центральным отоплением

Сухоложский городской суд рассматривает иск местной управляющей компании к жильцу двухэтажного дома со всеми удобствами, из принципа отказывающегося пользоваться коммунальными благами.

Эта история тянется с 1999 года. Именно тогда Владимир Рябченко, работавший слесарем в муниципальной котельной, прикинул свои возможности и решил, что проживет без централизованного водоснабжения и отопления. Замерзнуть Рябченко не боялся: в его квартире был установлен дровяной котел. Простое устройство давало больше тепла, чем центральное отопление, и прекрасно грело воду. Можно было обойтись и без водопровода: недалеко от дома есть колодец. Работал Рябченко в той же организации, которая и предоставляла ему коммунальные услуги. И после того как заявление было принято, из его зарплаты перестали вычитать коммунальные платежи.

- Я и обрадовался: хоть как-то сэкономил! А через три года меня на работе сократили, - вспоминает Владимир Николаевич. - В 2001 году бывший работодатель подал на меня в суд: плати за коммунальные услуги. В то время я работал на Сухоложском огнеупорном заводе, суд принял решение не в мою пользу: деньги сняли через бухгалтерию принудительно.

На сегодняшний день УК "Сухоложская" (так теперь называется компания, обслуживающая этот дом) судится с Рябченко уже третий раз (второй иск тоже был в ее пользу) и требует заплатить долг, который составляет уже около 15 тысяч рублей.

Очень важное доказательство того, что Рябченко действительно не пользуется коммунальными благами, - акт об отключении услуг - теперь предоставить никто не может. Исполнительный директор УК "Сухоложская" Маргарита Федотовских в ответ на письменный запрос Владимира Николаевича сообщает, что "жилой фонд в 1999 году находился в оперативном управлении МУ "Управление муниципального заказчика", поэтому вся документация по обслуживанию и эксплуатации жилых домов имелась в данной организации... УК "Сухоложская" акта об отключении коммунальных услуг предоставить не может, поскольку не является правопреемником МУ "Управление муниципального заказчика".

- В то время я и не думал ни о каком акте, - разводит руками Владимир Рябченко. - И когда заявление писал, мне об этом никто не сказал.

Комиссия, обследовавшая квартиру Рябченко, зафиксировала, что батареи холодные, вода из крана не течет, но трубы не отрезаны от центральной системы водоснабжения и отопления, трубопровод канализации не демонтирован. И пришла к выводу, что владелец квартиры потенциально имеет возможность пользоваться всеми видами коммунальных услуг. Рябченко же резонно ставит под сомнение этот акт: комиссия не отметила очевидное - квартира имеет отдельный ввод отопления, а тепловой режим в его жилище поддерживается за счет автономного отопительного устройства.

Но управляющая компания считает коммунального бунтаря обычным злостным неплательщиком.

- Мы подаем примерно по 50 подобных исков в месяц, и это для нас абсолютно рядовой случай, - говорит юрисконсульт компании Наталья Боровикова. - Коммунальные услуги сейчас - недешевый продукт, мы заключаем договоры с организациями-поставщиками, которые штрафуют нас, когда мы не можем вовремя расплатиться, из-за неплательщиков наша компания терпит большие убытки. А Рябченко никаких убедительных доказательств того, что не пользуется теплом и водой, не предоставил, не установил счетчики. В суде он настаивал на том, что не является нашим потребителем, потому что УК "Сухоложская" не заключила с ним договор о подключении коммунальных услуг. Но, во-первых, он сам отказался подписывать проект договора, который ему выслали, во-вторых, это не освобождает его от оплаты коммунальных услуг, по Жилищному кодексу такая обязанность наступает с возникновения права собственности на жилье.

Но доводам сухоложских коммунальщиков противоречит еще один жизненный прецедент, о котором мы в свое время рассказывали. Это история семейной пары Малюгиных из Полевского. Устав мерзнуть в квартире с центральным отоплением, они еще в 2002 году установили у себя дома газовый котел. Причем прошли все необходимые согласования с надзорными органами, получили нужные сертификаты на оборудование. В квартире в кои-то веки стало тепло! Коммунальные чиновники не замечали модернизацию отдельно взятой квартиры, пока пример Малюгиных не вдохновил нескольких других жителей вечно мерзнущего города тоже установить в своих квартирах индивидуальные котлы. А вот это уже грозило ЖКХ города коммунальной революцией: оказывается, газовый котел ровно в шесть раз сокращает затраты владельца на тепло, а следовательно, доходы тех, кто зарабатывает на централизованном теплоснабжении жилья. В 2006 году мэр Полевского подал на Малюгиных заявление в суд, под довольно сомнительными предлогами требуя от них демонтировать котел. Полевской суд поддержал градоначальника.

А вот Рябченко надеется победить:

Мнение

Татьяна Мерзлякова, уполномоченный по правам человека в Свердловской области:

- Считаю, что такие дела не должны доходить до суда. Свою точку зрения я высказала, когда разбиралось подобное дело в Полевском. Получается, что муниципалитет перекладывает ответственность на судей, которым приходится становиться и энергетиками, и коммунальщиками, и разобраться очень сложно. Должно быть выработано постановление на местном уровне, в котором было бы четко прописано, что может человек делать в своей квартире и как он должен юридически оформлять свои действия, а чего не может. Такие дела не единичны, и каждый раз, когда к нам обращаются, я пишу письмо главе города и прошу урегулировать конфликт в досудебном порядке.

Наша справка.

По данным "Информационного центра реформы ЖКХ", в 2009 году платежи населения России за коммунальные услуги вырастут на 20 процентов, а к 2011 году тарифы на услуги ЖКХ в Свердловской области могут возрасти минимум на 54 процента, максимум - на 73.