Громкий и весьма неприятный для правящих республиканцев скандал разворачивается в США. Генеральный инспектор министерства юстиции Гленн Файн и управление профессиональной ответственности ведомства обнародовали доклад по делу об увольнении девяти прокуроров в 2006 году.
Проведенное расследование установило, что основным мотивом кадрового решения стала "политическая неблагонадежность" этих сотрудников. Однако выяснилось, что аналогичные установки действовали и в отношении тех, кто только хотел прийти на работу в министерство.
Иными словами, верность политике президента Джорджа Буша, а также проповедуемым Республиканской партией догмам во многих случаях становилась главным критерием при отборе претендентов на вакантные должности. Как утверждают авторы доклада, ответственность за подобную избирательность несет группа ближайших помощников бывшего генерального прокурора Альберто Гонсалеса.
В связи со скандалом чаще других журналисты называют имена занимавшей в то время пост советника генпрокурора Моники Гудлинг и главы секретариата руководителя юридического ведомства Кайла Сэмпсона. Причем выяснилось, что схема проводимых ими проверок на благонадежность разрабатывалась в Белом доме. Собственно, ничего противозаконного в ходе собеседований ни Гудлинг, ни Сэмпсон не совершали. Они задавали претендентам вопросы об их отношении к нелегальной иммиграции, сексуальным меньшинствам, проблемам приобретения огнестрельного оружия. Кроме того, министерские кадровики добывали информацию о взглядах кандидатов на вакантные должности в Интернете, что также не противоречит законодательству. Однако затем эти полученные сведения проходили через "партийное сито". В итоге посты получали консервативно настроенные юристы, в то время как их более либеральные коллеги оставались не у дел.
В докладе говорится, что уровень компетентности соискателей не был основным показателем при приеме на работу в министерство юстиции. Хотя, пожалуй, именно это положение многие эксперты называют наиболее спорным и труднодоказуемым. Тем не менее, поскольку американский закон о государственной службе запрещает дискриминацию по политическим соображениям при найме на работу в органы власти, главные действующие лица этой истории могут оказаться под судом. Однако суровая кара им не грозит. Во-первых, нарушение закона о госслужбе не считается в Америке уголовным преступлением. А во-вторых, доказать, что главной причиной отказа в должности была нелояльность претендента в отношении политики, проводимой действующей администрацией, также окажется весьма непросто.
Однако американцы не могут без хеппи энда, подтверждающего, что зло наказано. На этот раз главным "стрелочником", которому предстоит ответить за своих политически разборчивых начальников, станет сотрудник пресс-службы министерства юстиции Джон Новацки. Его главная вина заключается в том, что он подготовил заявление о непричастности к кадровому скандалу Моники Гудлинг. В то время как следствие убеждено: автор пресс-релиза хорошо знал, что тот не соответствует действительности.
Впрочем, часть конгрессменов демократов приняла существование политической цензуры при приеме на работу в минюст во времена прокурора Гонсалеса близко к сердцу. Они считают, что бывшим сотрудникам ведомства, ответственным за неверные, ангажированные кадровые решения, проводимые исключительно в интересах действующего главы государства, следует предъявить обвинение в препятствовании правосудию.