Итоги первого весеннего призыва на один год превзошли даже самые смелые ожидания. Мальчишки штурмовали призывные пункты, как приемные комиссии престижных вузов. Военный комиссариат края без особых усилий выполнил план Генерального штаба.
По итогам весенней кампании военный комиссар края генерал-майор Александр Генералов дал эксклюзивное интервью "Российской газете".
Российская газета: Александр Владимирович, вряд ли на вашей памяти было нечто подобное...
Александр Генералов: Действительно, мы не ожидали, что будем из 10 человек выбирать одного, самого достойного. Призывная кампания прошла без сбоев и каких-либо происшествий. Всего "под ружье" мы поставили почти 2300 человек, а на призывные комиссии пришли около 20 тысяч! Это дало нам возможность не призывать в армию молодых людей с образованием ниже девяти классов. Более того, каждый пятый призывник имеет высшее образование - когда такое было! Наверное, это показатель того, что проводимые реформы в армии идут в правильном направлении. Теперь нужно решать наболевшие проблемы неуставных отношений и вопросы улучшения условий службы.
РГ: С 2007-го в армию начали призывать на полтора года. Было много разговоров о том, что конфликт между призывниками неизбежен...
Генералов: Пока удается держать ситуацию под контролем. У офицеров есть опыт работы с военнослужащими различных сроков службы - в 1990-х годах мы уже через это проходили. Как тогда, так и сейчас мы не сталкиваемся с увеличением случаев неуставных взаимоотношений. Если в части у "руля" стоят нормальные командиры, чрезвычайных происшествий практически не бывает. Хотя полностью исключить возможность ЧП нельзя. В любом закрытом мужском коллективе, где люди обращаются с оружием и техникой, такие случаи регулярно происходят. Ведь в армию приходят служить сформировавшиеся личности, далеко не всегда правильно воспитанные, а от нас, военных, требуют всего за год сделать из них, как раньше говорили, отличников боевой и политической подготовки.
РГ: Уклонистов в этот раз меньше было?
Генералов: На заседания призывной комиссии без уважительных причин не явились 29 человек. Материалы на всех переданы в прокуратуру. На двух беглецов возбуждены уголовные дела (в 2007 году за уклонение от военной службы было осуждено два человека). Бегать за ними мы не собираемся. Все они сейчас находятся в федеральном розыске и рано или поздно попадутся. Выехать за границу, купить машину, получить водительские права и тому подобное они не могут. Но 29 уклонистов - это капля в море. С каждым призывом их становится все меньше. Для сравнения: прошлой осенью на комиссию не пришли 46 человек. Я думаю, что им даже не стоит скрываться, - с таким поведением их, возможно, признали бы негодными к службе. В этом году на альтернативную службу подали заявления семь человек, а пошли служить только пять. Одному дали отсрочку по состоянию здоровья, а другого вообще освободили от службы.
РГ: Вы следите за судьбой альтернативщиков?
Генералов: Они по собственному желанию выполняют тяжелую и малопривлекательную работу вместо того, чтобы защищать Родину. Альтернативную службу выбирают в среднем четыре-пять человек за призыв. Они направляются в госучреждения, интернаты и дома инвалидов, на оборонные предприятия. Крайвоенкомат совместно со службой занятости отслеживает прохождение этими ребятами службы, а директора учреждений, за которыми они закреплены, составляют о них отзывы. До сих пор никаких претензий не предъявлялось.
РГ: Как вам работается с комитетом солдатских матерей?
Генералов: Поддерживаем постоянный контакт. Телефоны и адреса комитета имеются на информационных стендах во всех военкоматах края. По прибытии на призывной пункт каждый новобранец получает памятку, в которой указаны все необходимые контактные телефоны. В этом году ни одного случая "дедовщины" и других неуставных отношений мне разбирать, к счастью, не приходилось. Поверьте, мы не стараемся отгородиться от общества. Уверен, что жесткий отбор, который сейчас проводится, поможет поднять дисциплину в армии, и мы забудем такое слово, как "дедовщина". С другой стороны, осенью в связи с переходом на год службы нам придется призвать почти в два раза больше новобранцев, чем весной. Если призывники снова проявят сознательность, мы пройдем эту кампанию без напряжения.
РГ: С этого года много отсрочек было отменено. Получается, что за счет этого количество призывной молодежи должно увеличится?
Генералов: Да, это так. Столько отсрочек не было ни в одной армии мира. Чтобы выполнить план-задание, пришлось их отменять. Этой весной мы предоставили около 5,5 тысячи отсрочек, в основном по учебе и состоянию здоровья. На призывные комиссии приходит много не совсем здоровых ребят. Они хотят служить, но есть строгие ограничения.
Не меньшей популярностью, кстати, пользуется служба по контракту. В Алейскую мотострелковую дивизию в этом году было направлено 136 человек, а по плану требовалось почти на 30 человек меньше. Рискну предположить - в следующем году количество желающих служить по контракту значительно увеличится. Правительство утвердило концепцию федеральной целевой программы, по которой планируется до 2015 года выделить на строительство жилья для этой группы военнослужащих 176 миллиардов рублей.
РГ: Александр Владимирович, одна из самых больных тем в нашей стране - коррупция. Каждый знает, что при желании получить "белый" билет в военкомате не так уж сложно.
Генералов: Я постоянно повторяю подчиненным: если ты решил пойти на нарушение закона, то будь уверен - тебя ждет наказание. Судя по всему, объяснил доходчиво. За год моего пребывания в должности случаев взяточничества в крайвоенкомате не было. У нас работают "телефоны доверия", налажена постоянная связь с силовыми ведомствами, во всех военкоматах указан мой рабочий телефон. Звоните, я отвечу каждому! Всю поступившую информацию о коррупционных проявлениях мы тщательно проверяем и делаем выводы.