Милицейские власти задумались над изменением стереотипного образа сотрудника правопорядка. Сегодня они старательно избавляются от коррупционеров и просто равнодушных людей, затесавшихся в ряды правоохранительных органов.
Об этих проблемах корреспондент "Российской газеты" беседует с начальником управления внутренних дел по Сахалинской области генерал-майором милиции Сергеем Андреевым.
Российская газета: Сергей Юрьевич, почему именно качество работы сотрудников милиции с населением видится сегодня такой больной проблемой?
Сергей Андреев: Потому что, мне кажется, мы сумели достичь существенного прогресса в борьбе с преступностью, и цифры говорят об этом объективно. Но плоды нашего труда и степень доверия к нам со стороны населения могли бы быть выше, если бы все сотрудники милиции умели грамотно, профессионально, уважительно работать с людьми, с населением.
Хочу все-таки сказать о том, чего мы достигли за первое полугодие.
Меня больше всего радует достигнутое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снижение детской преступности. Уменьшилось как число несовершеннолетних, участвовавших в преступлениях (на 16 процентов), так и число нарушений закона, совершенных подростками (почти на 23 процента). Не было зафиксировано ни одного убийства несовершеннолетними - то есть снижение произошло абсолютное, 100-процентное. Во многом это результат многоуровневых профилактических мер, предпринятых нами совместно с органами власти Сахалинской области. Например, такой как введение должностей школьных инспекторов, усиление работы участковых уполномоченных милиции. Почему я обращаю внимание именно на этот результат нашей оперативно-служебной деятельности? Потому что, чем больше мы работаем с молодежью сегодня, тем меньше нам в будущем придется работать с взрослыми преступниками.
К сожалению, удельный вес подростковой преступности в общем массиве совершенных преступлений хоть и снизился, но остается выше, чем в Дальневосточном федеральном округе и очень сильно, почти вдвое, превышает средний российский показатель. Как видите, есть над чем работать.
РГ: Что еще сегодня можно поставить в заслугу островной милиции?
Андреев: У нас, как и в России в целом, снизилось общее количество совершенных преступлений. Причем уменьшилось сильнее, чем в среднем по стране. Я думаю, что снижение общего уровня преступности - это отражение не только эффективности деятельности правоохранительных органов, но и состояния общества. Стабилизация общественно-политической обстановки, улучшение соци-ально-экономического положения в области сказались на криминогенной ситуации. Когда уровень жизни растет, часть преступлений - мелкие кражи, грабежи - уменьшается. На треть, например, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось за полугодие количество квартирных краж. Это не случайное стечение обстоятельств, а тенденция последних лет. Снижение из года в год идет очень существенное - на треть, на четверть. Снизилось число грабежей - более чем на 20 процентов. Но, конечно, говоря об улучшении ситуации, следует учесть и нашу работу. За полугодие мы раскрыли около 3,5 тысячи преступных посягательств. Раскрываемость особо тяжких преступлений повысилась более чем на 12 процентов. Наши сотрудники, например, раскрыли 80 процентов разбоев. Такой результат редко встретишь в других регионах России.
Усилена борьба с коррупцией и взяточничеством. За шесть месяцев сотрудниками УВД выявлено 93 преступления коррупционной направленности, намного больше, чем за аналогичный период прошлого года. Совместно с сотрудниками управления ФСБ России впервые в Сахалинской области нами раскрыта экстремистская группировка, против создателей и руководителей которой возбуждено уголовное дело.
РГ: Тенденции в борьбе с преступностью положительные, почему же беспокоит ситуация с качеством работы сотрудников милиции с населением?
Андреев: Потому что если простой гражданин сталкивается с чванством, бескультурьем, равнодушием или, еще хуже, с мздоимством одного сотрудника милиции, он судит о работе всех, в том числе профессионалов высокого класса, которых у нас значительно больше, чем неумех. Он делится печальным опытом с другими людьми. Так и возникает негативный облик милиционера. У нас хороших сотрудников ГИБДД очень много, и то, что количество дорожно-транспортных происшествий уменьшилось, снизилось число жертв на дорогах, об этом свидетельствует. Но образ человека с жезлом, берущего взятку, пока, увы, неистребим. Это происходит по вине людей, которые случайно попали в наши ряды. Мы и сами с ними боремся. Абсолютное большинство взяточников выявлено благодаря нашей службе собственной безопасности.
Мы стараемся вовремя очищать наши ряды от коррумпированных, равнодушных людей, потому что из-за них ослабевает связь милиции с населением. В итоге уменьшается и эффективность наших действий. Вот поэтому для нас очень важно наладить работу с населением, повысить степень его доверия к милиции.
К сожалению, мы испытываем дефицит квалифицированных кадров, у нас нет возможностей для конкурсного набора. В других силовых структурах и социальные льготы посущественней, и зарплата повыше. А средняя зарплата островного сотрудника милиции составляет 19-20 тысяч рублей, при том, что в Сахалинской области она превышает 27 тысяч.
РГ: Подобные проблемы за один час не решаются. Но как сейчас-то сделать, чтобы сотрудники милиции были культурнее, тактичнее, чтобы лучше вникали в проблемы людей, обратившихся к ним за помощью?
Андреев: Мы не случайно подписали договор о сотрудничестве с местной православной епархией. Пастырское слово может многое перевернуть в человеческой душе. Представитель епархии, отец Тихон, вошел в общественный совет при УВД, который, кстати, возглавил президент Сахалинского областного фонда культуры Валерий Белоносов. Мы прислушиваемся к мнениям, высказываемым членами совета, которые, судя по всему, очень заинтересованы в том, чтобы при содействии этого органа укреплялась связь населения с милицией, росло доверие к ней. Что касается внутриведомственных мероприятий по улучшению качества работы с населением, то мы одними из первых в России провели операцию "Законность", направленную на борьбу с нарушениями учетно-регистрационной дисциплины, на выявление неправомерных отказов в приеме заявлений от граждан. И хотя мы только ужесточаем требования к нашим сотрудникам по этой части, число наказанных в нынешнем году при сохранении складывающейся тенденции будет, скорее всего, наименьшим за последнее время.