30.07.2008 01:56
    Поделиться

    Чтобы расправиться с двумя строителями-кавказцами в Саратове, толпе из 60 человек хватило десяти минут

    В областном суде завершилось разбирательство по делу об убийстве в микрорайоне Улеши.

    Инцидент у "ромашки"

    - Я никого не убивал! - закричал Павел Закутько из-за стекла, отделяющего подсудимых от остальных участников судебного процесса, после того как коллегия присяжных заседателей, вынеся обвинительный вердикт, покинула судебный зал. В этом же на протяжении всего процесса пытались убедить присяжных и другие подсудимые и их адвокаты. Однако судьи из народа им не поверили.

    Послезавтра судья Александр Глухов должен вынести приговор Андрею Корецкому, Виталию Гришину и Павлу Закутько. Ранее присяжные признали их виновными в убийстве из хулиганских побуждений двоих строителей-кавказцев в июне минувшего года.

    Все началось с незначительного инцидента у игрового автомата, так называемой "ромашки", на остановке общественного транспорта. Некто Абдулов, строитель с соседней стройки, где работало много приезжих с Северного Кавказа, повздорил с оператором автомата. Та сообщила, что за нее есть кому заступиться. Встречу назначили на восемь вечера в этот же день у памятника Защитникам саратовского неба (или, как называют памятник местные жители, "у пушки"). После этого оператор позвонила Андрею Корецкому, ранее судимому за разбой, и рассказала о случившемся. Корецкий имел к игровому автомату непосредственное отношение - отвечал за его охрану.

    Расправа

    К 20 часам около памятника собралась толпа молодых людей, по разным оценкам, от 30 до 60 человек. Большинство в возрасте от 18 до 20 лет. 28-летний Корецкий был одним из самых старших.

    Сначала собравшиеся набросились на двух строителей, проходивших мимо памятника, но те вырвались и убежали.

    - Передайте - мы уже идем! - крикнул вдогонку Виталий Гришин.

    Затем толпа ворвалась на стройку, где работали приезжие с Северного Кавказа. Гришин и Корецкий зашли в вагончик сторожа, пригрозили ему, чтобы он не вызывал милицию, и оторвали провод у телефона.

    Нападавшие окружили строящуюся многоэтажку, где на нижних этажах жили строители. Внутрь здания зашло человек 15-20, остальные наблюдали за происходящим снаружи. Часть строителей к этому времени разбежалась, часть попряталась.

    Расправа с остальными заняла не более 10 минут. Некоторые рабочие сумели выпрыгнуть из окон, спуститься по перекрытиям лоджий на первый этаж. Когда нападавшие вышли наружу, на третьем этаже осталось изувеченное тело 32-летнего уроженца Чечни Зураба Албастова - ему нанесли не менее десяти ударов по голове молотком, примерно столько же лопатой. Албастов учился на 4 курсе заочного отделения Саратовской академии права, у него осталась семья, двое маленьких детей.

    Чтобы расправиться с двумя строителями, толпе хватило десяти минут

    Второй серьезно пострадавший строитель, Азрутдин Галимов, был еще жив, когда приехала скорая, он разговаривал и самостоятельно двигался. Скорее всего, он находился в состоянии шока. От ударов деревянным брусом по голове у него разошлись кости черепа. Через пять дней Галимов умер в больнице.

    Фото для суда

    Сотрудники правоохранительных органов нашли связь между двойным убийством и инцидентом возле игрового автомата и начали задерживать участников похода на стройку. На основании свидетельских показаний Корецкому и Гришину были предъявлены обвинения в убийстве Албастова, а Закутько - в убийстве Галимова.

    Следствию очень помог один из свидетелей. Этот человек, сотрудник оперативно-розыскной части ГУВД, проживающий в одном из соседних домов, успел с балкона своей квартиры сфотографировать часть произошедшего. В частности, фотограф запечатлел выходящих из дома будущих подсудимых. У них в руках были молоток, деревянный брусок и предмет, похожий на лопату. Как показала экспертиза, эти орудия могли быть использованы как оружие, которым были причинены смертельные травмы.

    Позиция защиты в суде была следующей. Да, обвиняемые присутствовали при избиении на стройке (последнее после представленных в суде фотоснимков отрицать было бы трудно), но в убийстве не участвовали. Лишь Корецкий признал, что молотком, якобы подобранным в строящемся доме, он нанес два удара Албастову, да и то в целях самообороны, потому что тот "выскочил" на него. Вообще же на стройку Корецкий пришел только "поговорить по душам" с обидчиком оператора. Гришин якобы лишь замахнулся стулом на находившегося среди строителей инвалида, но никого не бил. А Закутько вообще рассказал, что отобрал деревянный брус, который виден у него в руках на фото, у каких-то молодых людей, которые пытались ударить одного из строителей, помешал им.

    - 11 свидетелей подтверждали невиновность моего подзащитного, - заявил корреспонденту "РГ" адвокат Гришина Михаил Шеховцов.

    Однако свидетельские показания не переубедили присяжных. Все эти свидетели - участники событий на стройке. Часть из них была опрошена еще во время предварительного следствия. Тогда у этих молодых людей была реальная возможность оказаться рядом с обвиняемыми, и они давали одни показания, а позже в суде эти показания меняли. Доверия к их словам у присяжных, как видно, не было.

    Заслуживают снисхождения

    - Убивали шестьдесят человек, а судят троих, - говорили в кулуарах суда родственники подсудимых.

    Шестьдесят не шестьдесят, но еще четверо, по данным следствия, должны были нести ответственность только за смерть Зураба Албастова, но личности их не установлены. Еще в отношении пяти человек было возбуждено и расследовалось милицией дело по хулиганству, однако к смерти двух строителей эти пятеро, как посчитало следствие, были не причастны.

    "Виновны, но заслуживают снисхождения" - таков был вердикт присяжных.

    Гособвинители Эдуард Лохов и Григорий Жидков предложили назначить Гришину и Корецкому по 15 лет лишения свободы, Закутько 13 лет.

    На вынесение вердикта собрался целый зал . - родственники, знакомые подсудимых. Родители не верят в их виновность. "Сынок, держись, тебя оговорили!" - кричал одному из парней отец. Слово теперь за судьей, но уже понятно, что небольшим сроком наказания подсудимые не отделаются. Какими они выйдут из мест лишения свободы, гадать не хочется.

    Трагедия на Улешах - не первый случившийся за последние годы в нашей области конфликт, в котором молодые люди разных национальностей сводили друг с другом счеты за обиды реальные и мнимые. В прошлом году в Волжском суде разбиралось дело по драке на набережной между солдатами-спецназовцами и студентами-кавказцами, в результате которой погиб ефрейтор Мажуга. Тогда к реальным срокам наказания были осуждены трое: студенты саратовских вузов братья Кусаевы и Курбанов.

    Одно обстоятельство внушает оптимизм: вердикт присяжных доказал, что преступления на почве национальной ненависти не встречают поддержки в обществе.

    Комментарии

    Иван Брянцев, председатель комитета по общественным связям и национальной политике правительства Саратовской области:

    - Молодежи свойственно объединяться в группы, в том числе и по территориальному и национальному признаку, нелепо было бы делать вид, что этого нет. Просто нужно помнить, что в случае каких-то конфликтов на бытовой почве это может оказаться мобилизующим ресурсом для противостояния. Поэтому наша работа построена на предупреждении такого развития событий. Добиться этого можно, только содействуя сближению молодежи различных национальностей, этнических групп, чтобы молодые люди как можно меньше разделяли своих сверстников по принципу "свой - чужой". В этом году у нас, например, действовал скаутский лагерь, где мы организовали такое общение.

    Время от времени в молодежной среде возникают небольшие группы экстремистской направленности, скинхеды, например. Однако говорить о межнациональном конфликте можно лишь тогда, когда идет нарушение законов в пользу той или другой этнической группы. Мы следим с особенным вниманием за тем, чтобы таких фактов не было.

    Галина Лайне, председатель областной общественной организации "Комитет помощи вынужденным переселенцам из Чечни":

    - Жители Саратовской области в сравнении с населением других российских регионов, мне кажется, более терпимы к представителям других национальностей. Но иногда просто страшно бывает выйти на улицу, и не только людям с неславянской внешностью. Удручает общий уровень бескультурья, отсутствие воспитания, грубость в отношениях. Мне кажется, главное зависит от семьи, от тех ценностей, что прививают родители.

    Когда существует бытовая неустроенность, социальная необеспеченность, большое расслоение в обществе, тогда люди начинают искать врага в представителях других национальностей. Поэтому роль властных структур в решении таких проблем тоже очень велика. Еще несколько лет назад в Саратовской области больше делалось для развития межнациональных отношений, даже в культурном плане: было больше фестивалей, праздников, передач по местному телевидению.

    Поделиться