Барнаульские корреспонденты "РГ" выяснили, легко ли получить новый российский паспорт

В № 71 от 3 апреля прошлого года "РГ" писала о новом административном регламенте предоставления государственной услуги по выдаче (замене) российских паспортов.

Система успешно заработала (в этом корреспонденты "РГ" убедились лично), но с некоторых пор в редакции стали раздаваться звонки с сообщениями о том, что очереди в паспортных столах не исчезли.

Согласно новому регламенту, для борьбы с очередями в паспортных столах введена предварительная запись по телефону: инспектор должен назначить удобный для посетителя день и час его прихода. Три раза в неделю рабочий день паспортных столов продолжается до восьми часов вечера. Обязательный рабочий день - суббота. Однако, по словам читателя нашей газеты, в паспортном столе Индустриального района Барнаула он столкнулся с очередью в несколько десятков человек, заполнившей весь узкий коридор отдела. Трезво оценив свои возможности, мужчина не стал занимать очередь, а ушел, решив повременить со сменой документа.

Выслушав несколько подобных историй, корреспонденты "РГ" решили пройти по цепочке замены российского паспорта. Начали обзвон паспортных столов - в разные дни недели и в разное время. Почти всегда номера приходилось набирать по нескольку раз, прежде чем удавалось услышать ответ. В отделе Железнодорожного района нас попросили перезвонить на следующий день утром, когда на месте будет инспектор. В Индустриальном районе в ответ на историю о том, что "муж постирал паспорт, и теперь его нужно заменить", напомнили, что прежде придется заплатить штраф за порчу документа, и дали номер телефона, по которому нужно обратиться. Приятный мужской голос в Октябрьском районе, спросив о причине смены документа (по версии корреспондента, поводом является грядущее на днях 20-летие), рассказал, что поменять паспорт нужно в течение месяца после достижения указанного возраста. Для этого, если будущая посетительница паспортного стола живет в индивидуальном частном доме, ей нужно перезвонить в УФМС еще раз и назначить время посещения. Если же девушка проживает в многоквартирном доме, обслуживаемом ЖЭУ, ей следует обратиться туда - коммунальщики примут и заявление, и старый паспорт, и квитанцию об уплате госпошлины, а позже сообщат, когда следует прийти в паспортный стол за готовым новеньким документом.

В одном из ТСЖ Ленинского района корреспонденту "РГ" подтвердили то же самое, что уже рассказал чуть ранее молодой человек из паспортного стола Октябрьского района: приходите с документами, мы все сделаем.

Посмотреть, есть ли очередь из желающих заменить российский паспорт, корреспонденты "РГ" отправились в Октябрьский район. В четверг там отдел работает с 11.00, но особо сознательные граждане подошли еще часам к девяти утра. Мы подъехали примерно в 11.10. В коридоре перед заветным кабинетом № 6 - очередь человек в 30... Прием документов еще не начинался, и десять минут ожидания успели слегка подогреть народ. Тем более, что никто людям не объяснил, насколько затянется пауза.

Как выяснилось в завязавшемся разговоре, почти все рассчитывают зайти в кабинет "в порядке живой очереди". На стенде на стене висит информация о том, что на прием можно записаться по телефону, однако люди в очереди озвучивают "железный" аргумент: "Я не знала этот номер. Теперь вот я его вижу - и что же, мне сейчас уйти, с трудом дозвониться, записаться по телефону и потом прийти опять? Раз пришла, постою уж в очереди".

Комментарий

Борис Турзаков, начальник отдела обеспечения паспортной и регистрационной работы управления ФМС по Алтайскому краю:

- Получив сигнал об очередях в отделе Индустриального района, я сам отправился туда, чтобы проверить эту информацию. Приехал в один из будних дней около четырнадцати часов - в паспортном столе не было ни одного посетителя!

К сожалению - да, стихийные очереди в наших паспортных столах еще собираются, особенно по утрам. Они складываются преимущественно из тех людей, которые пришли без предварительного звонка - такие посетители могут проходить в порядке "живой очереди". Те же, чье посещение согласовано по телефону, имеют преимущество перед остальными - эти посетители заходят на прием в соответствии со своим назначенным временем, в очереди не стоят.

В итоге, при том, что наш регламент действует почти полтора года, люди приходят и часами стоят в очереди вместо того, чтобы позвонить и пройти в кабинет строго в соответствии со своим временем. Получается, что гражданам не нужен цивилизованный подход, лучше постоять в очереди - потому что так привычнее!

Кроме того, располагая соответствующей базой, сотрудники миграционной службы могут прогнозировать количество людей, нуждающихся в очередной замене паспортов при достижении ими определенных возрастных планок. Чрезмерное превышение расчетного количества людей, меняющих документ, может объясняться только потерей или порчей паспортов. И это обстоятельство уже свидетельствует об отношении граждан к своим документам.