"Туч на местных финансовых горизонтах в ближайшие годы не предвидится", - заверили вчера "РГ" в региональном правительстве.
Несмотря на летние каникулы, главный финансовый документ верстается полным ходом. В краевом правительстве составлен график, по которому департаменты и министерства должны подготовить свои предложения по его формированию. В частности, сейчас рассматриваются объемы доходной части. Для этого региональное минэкономики собирает и анализирует прогнозные показатели предприятий. Времена, когда принятие бюджета сопровождалось ожесточенными баталиями в коридорах власти, давно канули в Лету. Чиновники уверены: помешать размеренному ходу каравана не в силах никакие внешние обстоятельства. И недавние кадровые перестановки в недрах основного налогоплательщика края - "Норильском никеле" - на щедрых поступлениях в казну не отразятся.
- Перемены не дают никаких оснований беспокоиться о том, что компания станет работать хуже, что она по-иному станет исполнять свои обязательства перед бюджетами Норильска и Красноярского края, - заявил по этому поводу глава региона Александр Хлопонин.
- Бюджет формируется на три года, - пояснил "РГ" министр финансов края Михаил Котюков. - Его параметры пока уточняются. Исходить нужно из реальных цифр. В частности, сейчас мы анализируем недавнее снижение цен на цветные металлы. Необходимо понять, будет ли это устойчивой тенденцией.
Не помешает работе и "переходный период" - процесс формирования краевого правительства.
- Новых людей достаточно много, но аппарат остается прежним, - размышляют краевые парламентарии. - Рисков нет. Есть форматы детализации. К примеру, агентства строительства и жилищно-коммунального хозяйства функционально будут разделены. Это на первых порах может создать определенные проблемы. Однако вице-премьеры - люди знающие, они будут держать руку на пульсе. Понимает ответственность и губернатор. При подготовке всех нормативных документов он очень серьезно заставил поработать подчиненных.
- Срок внесения бюджета на утверждение остается прежним - 15 октября текущего года, - заявил "РГ" первый заместитель председателя Законодательного собрания края, глава комитета по бюджету и налоговой политике Валерий Семенов. - Мы договорились с коллегами, чтобы они активизировали работу на территориях, четче понимали их проблемы, выслушивали рекомендации с мест. Суммируя накопленную информацию, будем выходить на формирование уже консолидированного бюджета. Сегодня это делать проще, чем в предыдущие годы. Приняты Законы о межбюджетных отношениях и бюджетном процессе. В них прописано все - от сроков до методики расчетов различных фондов.
Виктор Астраханцев, заместитель председателя Счетной палаты края:
- По основным параметрам устойчивость краевого бюджета обеспечена, и проводимая финансовая политика серьезных нареканий не вызывает. Однако есть опасения, что дополнительные доходы, как мощная порция кислорода, могут привести к гипервентиляции легких, сопровождающейся головокружением и утратой чувства меры. Насколько мы готовы к тому, чтобы, используя благоприятную ситуацию, вложиться в модернизацию учреждений бюджетной сферы, довести до конца начатые строительные объекты - пока вопрос. При значительном росте объемов бюджетных ассигнований на капитальные расходы краевого бюджета наблюдается снижение уровня их исполнения.
Это является следствием системных нарушений, которые государственными заказчиками не устраняются в течение ряда лет. Открытым остается вопрос качества сделанного. Не снята проблема ритмичности финансирования. Итоги исполнения краевого бюджета в 2007 году сигнализируют в определенной степени о нашей неготовности "переварить" дополнительные доходы. Значит, далеко не полностью задействован потенциал возможностей государственной власти по совершенствованию управления государственными финансовыми и материальными ресурсами на всем цикле их использования.