Ростовские чиновники сочли невыгодным содержание детдома для слабовидящих детей

В региональном министерстве образования в погоне за бюджетной экономией постановили ликвидировать единственный в области специализированный детский дом для сирот с нарушениями зрения. А его воспитанников, недолго думая, решили определить в другое учреждение - для детей… с отклонениями в развитии. Там, дескать, как раз есть свободные места. В логике чиновничьих поступков разбирался корреспондент "РГ".

Увидеть свет

Когда маленький Дима появился в ростовском детском доме № 2, воспитатели, глядя на него, едва скрывали слезы: паренек без родителей, да еще и незрячий - врагу такого не пожелаешь. Чтобы вернуть мальчишке зрение, врачи сделали ему две операции. Теперь у Димки на носу очки с толстенными стеклами. Он видит свет, знает, как выглядит окружающий мир и по-детски спешит поделиться этой радостью со всеми вокруг, даже с чужой тетей, которую он уверенно ведет в уютную комнату - смотреть игрушки.

Истории со счастливым концом в этом детском доме не редкость. Здесь часто вспоминают, как малыши, которые поначалу не разговаривали, не улыбались, а только плакали, постепенно "оттаивали" и становились нормальными детьми, любящими играть и смеяться. Как улыбчивая Оля, еще не отойдя в больнице от наркоза, огорошила врачей вопросом: "А я уже не косоглазая?", и добавляют, что сейчас девочка учится в третьем классе и живет в нормальной семье. Могут рассказать и про шестилетнего Юру, который поступил в октябре прошлого года. В его истории болезни, в графе "острота зрения" по правому глазу стоял показатель - 80 процентов, а по левому - всего 10. Сейчас правым он видит все 100 процентов, а левым - уже 30.

Офтальмологический кабинет появился в детском доме в 1971 году. Недавно за счет спонсоров его оснастили дорогой современной аппаратурой. Но и без нее местные специалисты добивались очень неплохих результатов. За все годы работы больше 90 процентов детей вышли из детского дома с улучшением зрения.

- С наиболее сложными диагнозами нам помогает областная детская клиническая больница, - говорит медсестра-ортоптистка Надежда Клименко. - А реабилитацию наши воспитанники проходят уже в детском доме. Благо для этого есть все условия.

Сегодня здесь живут 28 ребятишек. У каждого из них индивидуальная программа развивающих занятий. Но лечение не значит сидение в четырех стенах круглые сутки. Учреждение расположено в центре города, поэтому все рядом: школа, где ребятишки учатся, детский центр, где они занимаются рисованием, вышиванием и музыкой, театры, парки. В детский дом часто приезжают и бывшие выпускники.

Расходование средств областного бюджета на содержание детского дома признано нецелесообразным

- На днях со своим опекуном был Андрюша Бондаренко, а несколько минут назад звонила Зоя Павлова - просила прислать ей фотографии "из детства", - говорит директор Людмила Куренных. - Бывало так, что наши дети и сбегали сюда из других детских домов. Не потому что там было плохо, а потому, что их дом - здесь. Ведь они у нас проводят самое золотое время - с трех до 11 лет.

Разрушим, а потом?

Спокойную жизнь маленького мирка, как гром среди ясного неба, нарушило известие, что детский дом закрывают. Сотрудники детского дома в поисках справедливости написали письмо министру образования области Игорю Гуськову, заместителю губернатора Александру Бедрику. "По нашему мнению, единственный в регионе коррекционный детский дом для детей с нарушением зрения может быть закрыт, если нет нуждающихся в нем. Но сегодня даже в районных поликлиниках недостает детских глазных врачей, а значит, нет и лечения. Между тем, дети от трех до 11 лет в случае необходимости должны получать систематические медицинские процедуры. Это главное условие лечения зрительной функции", - говорилось в письмах.

Ответом на них стало официальное постановление о ликвидации детского дома, подписанное в областной администрации.

Как следует из ответа регионального министерства образования на запрос "РГ", "учитывая наличие свободных мест в детских домах области, расходование средств областного бюджета на содержание еще одного признано нецелесообразным".

Но это, как выяснилось, не единственная причина закрытия детского дома № 2. Оказалось, что здание решили отдать областному центру педагогической реабилитации и коррекции. Он сейчас располагается в бывшем детском саду, который находится в муниципальной собственности. А поскольку учреждение областное, то из региональной казны за него приходится платить аренду городу. Таким образом, одним постановлением чиновники смогли убить сразу двух зайцев: сэкономить как на содержании детского дома для сирот с нарушениями зрения, закрыв его, так и на арендной плате за здание для областного реабилитационного центра. Такой способности оптимизировать бюджетные расходы можно только позавидовать. А как же малыши?

Одних воспитанников детского дома № 2 решили распределить по обычным детским домам, других направить в специальное, коррекционное учреждение - для детей с отклонениями в развитии. Дескать, там условия даже лучше. Туда постановили передать и медицинское оборудование, пообещав трудоустроить часть работников и медперсонала. О том, что ребятишки, оставшиеся без родителей, за их маленькую жизнь уже успели хлебнуть немало горя, и очередная смена места жительства вряд ли пойдет им пользу, скорее всего, не подумали - сиротам ведь не привыкать.

- У наших детей нет отклонений в развитии. Они абсолютно нормальные, дружелюбные и общительные. Но чтобы они такими оставались, нужны особая забота, уход, домашний уют, - говорят воспитатели детского дома № 2. - В прошлом году спальни специально перепланировали в соответствии с санитарными нормами, приобрели и установили новые детские кроватки. Для работы офтальмологического кабинета нужны особые условия. В других учреждениях их нет, придется все создавать заново. Так какой смысл разрушать то, что уже есть? Ведь на это тратились не только деньги государства, но и спонсорские пожертвования! Неужели нельзя было найти другой выход?

Комментарии

Игорь Гуськов, министр образования Ростовской области:

- Приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является передача их на воспитание в семьи. В области внедряются новые формы и методы, направленные на увеличение количества детей, переданных на воспитание в семьи граждан, введены меры дополнительной поддержки семей, принявших детей на воспитание. Эта работа дала свои результаты. За 2007 год было усыновлено 412 детей, переданы под опеку 2150 детей, в приемные семьи - 205. Увеличилось количество воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семьи граждан (193 ребенка в 2006 году, 297 - в 2007 году). Соответственно, количество воспитанников областных детских домов за три года уменьшилось более чем на 400 человек. Поэтому в нашей области с 2006 года проводится систематическая работа по оптимизации сети областных государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сеть которых сократилась с 44 до 41 учреждения.

Татьяна Быковская, министр здравоохранения Ростовской области:

- Я не берусь комментировать ситуацию в целом, но с медицинской точки зрения, там, где существует опыт, специалисты, где ведется целенаправленная работа, результаты всегда выше. Не знаю, чем руководствовалось министерство образования, когда принимало такое решение. С медицинской точки зрения нахождение в специализированном учреждении положительно влияет на морально-психологический климат в детском коллективе, стимулирует процесс выздоровления.

Елена Елисеева, президент Донского регионального социально-благотворительного общественного фонда "Центр "Детство", член попечительского совета детского дома №2:

- Я уверена, что, провозглашая Год семьи и призывая усилить работу по определению сирот в семьи, никто в России не имел в виду проведение кампании по ликвидации учреждений, где выросли десятки благополучных детей. Думаю, что нам рано закрывать детские дома, тем более коррекционные. Посмотрите, сколько на улицах брошенных больных детей, которым требуется помощь. Это должно быть главным аргументом.

Геннадий Зорько, директор регионального общественно-благотворительного фонда "Наше будущее":

- Когда речь идет о сиротах, да еще и с нарушениями зрения, говорить о целесообразности бюджетных расходов просто абсурдно. Большинство людей, выросших в семье, не испытало и десятой доли тех страданий, которые выпали этим детям. Всем сиротам найти родителей не удастся, так надо хотя бы обеспечить им нормальную жизнь и лечение. Не тревожить и не перемещать из одного детского дома в другой в зависимости от государственных нужд.