В Архангельской области власти пытаются пресечь незаконную добычу песка

Воровство песка и гравия в регионе приобретает все больший размах. Только на прошлой неделе в Приморском районе представители Росприроднадзора задержали троих нарушителей

Воры поневоле

Водитель экскаватора Николай уже с утра загрузил в карьере, что в пригороде Архангельска, две машины, а в полдень ждет еще одну. Его не пугает даже приезд проверяющего из Росприроднадзора:

- Мне-то что, я человек подневольный, - виновато улыбается Николай и спешит навстречу приехавшему самосвалу. 10 минут работы - и в кузове МАЗа еще 20 тонн песка.

- Второй день наблюдаем одну и ту же картину, - признается главный специалист отдела надзора в сфере лесного хозяйства и землепользования управления Росприроднадзора по Архангельской области Владимир Попов.

Предприятие, нелегально вывозящее песок, конечно, привлекут к ответственности. Но здесь не все просто. Дорожно-эксплуатационная фирма, где работает Николай, официально добывала песок в этом карьере много лет. С принятием нового Лесного кодекса в прошлом году требования к добытчикам изменились. Теперь им нужны не только лицензия на добычу полезных ископаемых, но и договор на аренду земельного участка. Земля здесь принадлежит Приморскому лесничеству 155-го военного лесхоза. Дорожники уже год обивают пороги столичных чиновников и военных: в министерстве обороны тянут с оформлением договора, объясняя проволочку отсутствием механизма передачи лесных участков в аренду. А самостоятельно составлять документ на право аренды не хотят. Дорожникам не помогло даже вмешательство полномочного представителя президента по Северо-Западному федеральному округу Ильи Клебанова, вот и стала компания вором поневоле.

Между тем это предприятие содержит приморский участок федеральной трассы Москва-Архангельск, песок нужен для подсыпки стратегически важной дороги.

Пустая песочница

В области - строительный бум. Песок идет нарасхват. На карьер "Казанец" в Архангельске, который содержит одно из дорожно-ремонтных предприятий, строители выстраиваются в очередь. Материала на всех не хватает - дорожники используют песок в первую очередь для своих нужд, поэтому многим покупателям вынуждены отказывать. В прошлом году с "Казанца" вывезли около 60 тысяч тонн песка. Это примерно столько, сколько нужно на засыпку территории, равной детскому парку в Архангельске. А больше песка не намоешь - площадь карьера не позволяет.

- Я считаю, надо или осваивать новые карьеры, или намывать песок для себя, - сообщил корреспонденту "РГ" начальник карьера "Казанец" Александр Юрьев.

Единственное предприятие в Архангельске, добывающее песок со дна Северной Двины во время углубительных работ, - речной порт. В советские годы его земснаряды намывали ежегодно около девяти миллионов тонн песка. В этом году их добыча - всего 100 тысяч тонн.

Наведение порчи

Заказов на поставку песка у владельцев карьеров немало, и все-таки многие промышленники предпочитают не платить за ресурс, а воровать его. Например, в областном центре много замороженных строек - электроламповый завод, площадка под атомную электростанцию, другие объекты. Песок, намытый когда-то речпортом под фундаменты будущих сооружений, периодически вывозится в неизвестном направлении.

Зачастую крадут по-крупному. В январе этого года одно автодорожное предприятие за неделю вывезло с площадки объекта энергетической компании более двух тысяч тонн песка, это примерно сто машин. Дело замяли: глава группы компаний, куда входит автодорожное предприятие, бывший депутат и крупный чиновник администрации области Андрей Сманцер договорился с энергетиками, вернул песок на площадку и оплатил все дополнительные расходы.

Кроме того, многие промышленники не оформляют лицензии из-за того, что надо ходить по кабинетам. Вот он, песок, бери и копай. Но государство при этом теряет огромные деньги, ведь разработчики месторождений должны платить в казну налог на добычу полезных ископаемых. Но воры не только не платят налоги. Они портят плодородные пашни сельхозугодий, заливные луга и лес. Месторождения песка и гравия, как правило, расположены на территории сосняков, уничтожение которых становится необратимой потерей для природы. Если легальный разработчик карьера обязан после своей деятельности рекультивировать почву, то нарушители думают об этом меньше всего. Кроме того, в брошенных котлованах могут выступить подземные воды. Пойдут в таких искусственных озерах плавать или кататься на плотах ребятишки - и до беды недалеко.

В советские годы  земснаряды речьпорта  намывали ежегодно около девяти миллионов тонн песка. В этом году их добыча - всего 100 тысяч тонн

Преступление без наказания

Управление Росприроднадзора по Архангельской области только в этом году всерьез взялось за борьбу с расхитителями песка. За пользование недрами без лицензии предприятию-нарушителю грозит штраф от 10 до 20 тысяч рублей, его работнику - одна-две тысячи. За самовольное занятие земельного участка юридические лица могут быть оштрафованы на 30-40 тысяч, физические - на три-четыре тысячи рублей. А загруженный песком самосвал стоит около трех тысяч рублей, и в день машина делает несколько рейсов. То есть оштрафованное предприятие может покрыть затраты за пару дней работы в карьере. Но что для хозяина смех, то для работника слезы. Мастер Иван, заполняющий протокол о нарушении в региональном управлении Росприроднадзора, растерян: трудился на контору, а накажут и его. Государству он отдаст треть зарплаты.

Кстати, в 2008 году за самовольный захват земли и работу без лицензии к административной ответственности привлечены девять предприятий, в 2007-м - четыре.

Комментарии

Галина Рудик, начальник отдела надзора в сфере недропользования управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области:

- Штраф в 30-40 тысяч рублей - далеко не та сумма, заплатив которую предприятие больше не пойдет на нарушения. Ответственность за нанесение ущерба природе необходимо ужесточать. Чтобы сделать это, считаю, необходимо выработать методику определения степени вреда, нанесенного природе. Подсчитав затраты на рекультивацию, можно будет обоснованно выходить с предложениями по увеличению штрафов.

Еще один вариант - привлекать нарушителей к уголовной ответственности. Но прокуратура области еще не завела ни одного дела по незаконной добыче песка из карьеров. Хотя возможность, считаю, есть. Например, в этом году только в районе поселка Турдеево одно и то же предприятие трижды попадалось на таких нарушениях.