Уральская прокуратура подтвердила правоту "РГ" в оценке действий перевозчиков

Уральская транспортная прокуратура потребовала от авиакомпаний и продавцов авиабилетов Уральского федерального округа устранить нарушения законодательства о защите прав потребителей. Так надзорный орган отреагировал на публикацию в нашей газете.

В одном из майских номеров мы рассказали историю жительницы Новосибирска. Напомним, что Оксана Н. возвращалась домой из командировки рейсом "Уральских авиалиний" Екатеринбург-Новосибирск. К ее большому удивлению, при регистрации билета у нее, как, впрочем, и у других пассажиров, отказались принять в багаж сумку. Все бы ничего, но Оксана везла домой подарок от екатеринбургских коллег: дорогой элитный коньяк. В ручной клади спиртное, купленное не в "дьюти фри", на борт судна брать запрещено. Оксана знала об этом, поэтому и рассчитывала сдать презент в багаж. А тут - отказ. Как ни досадно, но пришлось оставить коньяк в аэропорту, прямо в зоне досмотра, и улететь домой без подарка.

Разбираясь в причинах этого небольшого происшествия, мы выяснили очень интересные вещи. Оказывается, пассажирам новосибирского рейса не позволили сдать багаж в самолет потому, что полет осуществлялся на Ан-24. Этот тип воздушного судна не оборудован багажным отсеком, изолированным от пассажиров. В силу этого аэропорт просто не может регистрировать и принимать багаж. И все, что бы ни взял человек с собой в дорогу из колющего-режущего, текучего и прочего, что можно провозить в сданном багаже, - все это автоматически превращается в ручную кладь и подпадает под ограничения, содержащиеся в "Правилах проведения предполетного и послеполетного досмотров". А следовательно, многие нужные пассажиру вещицы, парфюмерные и прочие средства просто нельзя перевезти в самолете определенного типа. Когда как на другом - пожалуйста!

Представитель аэропорта признала, что происшествие с Оксаной - далеко не единичный случай. С подобными неприятностями сталкиваются пассажиры, летящие не только на Ан-24, но и на Як-40, а, как позже сообщила нам прокуратура, - и на Ан-26.

Эксперт газеты адвокат Павел Бабиков высказал мнение, что в действиях авиакомпаний, надлежащим образом не информирующих пассажиров об особенностях провоза багажа на определенных самолетах, можно усмотреть нарушение Закона "О защите прав потребителей".

Точно так же оценили ситуацию и сотрудники транспортной прокуратуры, познакомившиеся с нашей публикацией.

- Запрещая провоз предметов и вещей, разрешенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к провозу в качестве зарегистрированного багажа, перевозчик вводит дополнительные ограничения для пассажиров, - говорит начальник отдела по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Уральской транспортной прокуратуры Александр Хатунцев. - Перевозчик или уполномоченный им агент при бронировании и продаже билетов на рейс, который будет выполняться на воздушном судне, не оборудованном багажными отсеками, предотвращающими доступ пассажиров к багажу во время полета, обязан уведомить пассажира о дополнительных условиях перевозки багажа. Этого требуют и 10-я статья Закона РФ "О защите прав потребителей", и пункт 37 Федеральных авиационных правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов.

После опубликования материала "Воздушная яма" Уральская транспортная прокуратура проверила авиакомпании и продавцов авиабилетов Уральского федерального округа. И вот что выяснила. Многие из них игнорируют требования закона и этим нарушают права пассажиров: не доводят до них полной и достоверной информации об условиях перевозки багажа и, следовательно, лишают пассажиров возможности правильно выбрать поставщика транспортной услуги либо вообще от нее отказаться.

- Такие нарушения выявлены Свердловской, Сургутской, Тюменской, Челябинской транспортными прокуратурами при продаже билетов на рейсы четырех авиакомпаний, - продолжает Александр Хатунцев. - В целях устранения нарушений законодательства о защите прав потребителей руководителям авиапредприятий внесены прокурорские представления. В одном случае прокурор возбудил дело об административном правонарушении.

Вмешательство транспортной прокуратуры, надеемся, послужит и пассажирам, и авиакомпаниям: игнорирование закона никому не на пользу.

P.S.

После выхода материала "Воздушная яма" в редакцию позвонили из Кольцово. Сообщили, что коньяк, который девушка оставила в зоне предполетного досмотра, цел. На следующий день сотрудники аэропорта передали его екатеринбургским коллегам Оксаны.