31.07.2008 02:00
    Поделиться

    Советы "РГ": Как избежать неприятностей при ремонте квартиры

    Если у вас есть квартира, то рано или поздно в ней придется делать ремонт. Увы, история не знает случаев, когда ремонт выполнялся без недоделок. Неизвестны также случаи его окончания в срок.

    Избежать этих неприятных реалий нельзя. Можно только уменьшить их последствия. Для этого нужно всего лишь правильно выбрать фирму, занимающуюся ремонтом, заключить договор, проконтролировать процесс самого ремонта, принять работу и в случае выявления недоделок и брака взыскать убытки.

    Итак, ищем подрядчика. Есть два варианта - идти в нормальную, зарегистрированную компанию или довериться "диким" бригадам. Если вы решили "договариваться" с неорганизованной ремонтной бригадой, то для вас будет действовать только один закон - "человек человеку волк". Неофициальные отношения ставят вас за рамки закона и почти лишают в дальнейшем возможности апеллировать к правовым методам разрешения конфликта. С официальной строительной фирмой тоже могут возникать проблемы, но, если заключен легальный договор, эти проблемы всегда можно решить.

    Независимо от того, как появилась фирма в поле вашего зрения, проведите собственную проверку ее благонадежности. В помощь - три простых совета.

    Если вы решили договариваться с "дикой" бригадой, то для вас будет действовать только один закон - "человек человеку волк"

    Совет первый: встречайтесь с представителем фирмы в офисе организации. Не проводите встречи сразу у себя дома или где-либо еще. Визуальное знакомство с офисом поможет вам правильно сориентироваться, кто перед вами. Добросовестной фирме нечего скрывать: ни своих бывших клиентов, ни имен своих руководителей, ни учредительных документов, ни расценок.

    Совет второй: попросите показать вам документы организации, в первую очередь свидетельство о регистрации, лицензию и договор, который стоит взять с собой для изучения.

    Совет третий: после осмотра вашей квартиры и получения от вас задания попросите составить смету, а также учесть ваши замечания по договору.

    Смета состоит из двух основных разделов - стоимость материалов и стоимость работ. Солидные фирмы обычно составляют смету быстро и бесплатно.

    Когда смета оказалась в ваших руках, спокойно, с карандашом в руке сравните ее значения с другими аналогичными предложениями. Если ценовая политика подрядчика вас в целом устраивает, можно переходить к подписанию договора подряда.

    Но прежде - еще одно замечание. Нередко подрядчик может уменьшить смету по вашему желанию. Легко сбросить 5-10 процентов (эти деньги уже были заранее заложены). Главное, смета должна быть окончательной и не может быть изменена без согласования с вами. Если по каким-то причинам будут появляться непредвиденные расходы, то это уже головная боль фирмы, а не ваша.

    Договор - это очень важный документ, который стоит внимательно прочитать. И, прежде чем его подписывать, стоит проконсультироваться с юристами общественных организаций по защите прав потребителей.

    Уважающая себя фирма обязательно предоставит гарантии на ремонт любой сложности. Некоторые дают гарантию до трех лет. В действительности достаточно года, чтобы проявилась некачественная работа, так как смена времен года с нашими температурными перепадами, влажностью и сухостью - это самая серьезная проверка.

    Дословно

    В случае когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.
    Статья 709 ГК РФ, статья 33 Закона "О защите прав потребителей".

    "Неуд за работу"

    Акт приемки

    Ремонт закончен, и он вас никак не устраивает. Как добиться устранения недостатков?

    Принимая работу, на акте приемки можно написать следующее: "Качество работ неудовлетворительное. Подробная претензия будет вручена позже". Это позволит вам воспользоваться услугами профессионального эксперта и юриста для составления обоснованной претензии. Помните: если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на явные недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки.

    Заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе и такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении.

    Между потребителем и подрядчиком может возникнуть спор по поводу наличия недостатков вообще или причин их появления. В этом случае по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу несет подрядчик. Но если экспертизой установлено отсутствие нарушений подрядчиком договора, то расходы на экспертизу несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между сторонами, то обе стороны поровну.

    Претензию можно составить и самостоятельно, указав в ней все недостатки и требования, но лучше поручить это опытным юристам. Вручить претензию можно лично в руки уполномоченному сотруднику подрядчика под роспись: один экземпляр отдается подрядчику, а на втором (вашем) он ставит свою подпись, должность и число. Если вам отказали в приеме претензии, необходимо пойти на почту и отправить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении. Не забудьте сделать опись вложения. Главное - документально зафиксировать факт принятия претензии подрядчиком.

    Если подрядчик не удовлетворил ваши требования, вы вправе обратиться в суд. Для обращения в суд понадобится:

    • исковое заявление;
    • все документы, которые имеются у вас и относятся к вашей проблеме (договор, документы об оплате, смета, чертежи, заключение эксперта, претензия, переписка с ответчиком и т. д.).

    От уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления с ценой до одного миллиона рублей вы как потребитель освобождены.

    Признаки хорошего тона

    Ненавязчивый сервис

    Уважающие себя фирмы стараются предоставить клиенту максимум услуг и оградить его от ненужных волнений.

    В такой фирме обязательно есть прораб, который активно включен в рабочий процесс. Как правило, это человек с высшим строительным образованием, с опытом работы и руководства рабочими. Он координирует действия всех специалистов на всех этапах ремонта, выслушивает и иногда принимает во внимание пожелания заказчика.

    Но при этом вовсе не лишне нанять независимого специалиста из какого-нибудь "агентства строительного качества" или попросить своего опытного в строительных делах человека выполнить обязанности контролера. Наем такого специалиста обойдется вам дешевле, чем контроль некомпетентного в данной области человека или вовсе отсутствие контроля, так как, по различным оценкам, ущерб от того, что вас обманывают строители во время ремонта, составляет от 300 до 1000 рублей на квадратный метр площади.

    Для многих высокопрофессиональных организаций, заботящихся о своей репутации, ведение сервисного обслуживания - норма их деятельности, которое представляет собой комплекс сопутствующих ремонту действий и признаков. В частности, это:

    • благожелательное отношение к клиентам;
    • консультации квалифицированных специалистов по материалам, технологиям, новинкам оборудования и т. п.;
    • услуга по согласованию перепланировки помещения;
    • обеспечение сохранности предметов и интерьеров, не входящих в объем ремонта;
    • уборка помещений после ремонта;
    • вывоз мусора;
    • первый гарантийный осмотр отремонтированного помещения по прошествии некоторого времени и т. д.
    Обратная связь

    Потребительский ликбез ведет начальник юридического управления Московского филиала Союза потребителей России Ирина Соколова.

    Свои вопросы вы можете задавать каждую пятницу с 12.00 до 14.00 по телефону: (499) 257-53-80,

    присылать по почте на адрес редакции или по электронной почте: smola@rg.ru

    Поделиться