Игорь Сечин провел заседание российско-кубинской межправительственной комиссии

В ти дни Куба буквально вспомнила те времена, когда русских на Острове свободы было ничуть не меньше, чем самих кубинцев. Ведь вице-премьер российского правительства Игорь Сечин высадился с таким десантом, с каким сюда не приезжали даже российские премьеры. Сегодня же Сечин встретится и с председателем Госсовета Кубы Раулем Кастро.

Собственно, поэтому на первой же встрече со своим кубинским коллегой - сопредседателем российско-кубинской межправительственной комиссии - министром правительства Республики Куба Рикардо Кабрисасом Руисом он долго, но упорно перечислял фамилии тех, от кого будут зависеть результаты переговоров по отдельным направлениям. В общем, чтобы знали в лицо.

Правда, перечисление ответственных российских чиновников заняло немало времени, ведь Сечин разбил их почти на 10 групп. Но кубинцы, несмотря на то что за долгие годы приобрели стойкий иммунитет к длинным речам, явно успели устать. Они разбились на свои группы. По интересам. И бурно обсуждали, видимо, как жить дальше, в то время, как между российскими министрами Сечин делил рабочие группы. Министру связи и массовых коммуникаций Игорю Щеголеву досталась группа связи и массовых коммуникаций, министру образования и науки Андрею Фурсенко - одноименная. Впервые возглавил рабочую группу и новый министр энергетики Сергей Шматко. И только заместитель министра промышленности и торговли Денис Мантуров вошел практически в каждую рабочую группу.

Впрочем, это как раз то, что хотели услышать кубинцы. Рикардо Кабрисас Руис долго и часто напоминал Сечину, что сотрудничество должно быть на взаимовыгодной основе. Эту фразу за несколько часов своего выступления кубинский чиновник повторил дважды, видимо, вспомнив и о советском долге, который Куба фактически не признает, и об определенных 7 российско-кубинских нацпроектах. Среди них на первом месте - нефть, здравоохранение и транспорт. Конечно, при этом Рикардо Кабрисас Руис не исключил возможности возникновения интереса по другим направлениям.

- Нашим связям столько же лет, сколько и кубинской революции, - словно пароль вместо приветствия произнес Игорь Сечин.

Кубинцы чуть не зааплодировали, но явно остались довольны, ведь они только на днях отмечали День национального восстания. И еще даже не совсем успели настроиться на рабочий лад. А тут им и про энергетику, и про связь, и про транспорт, и про банки.

Куба уже совсем не та, что была раньше. Нет ни долгих выступлений команданте Фиделя Кастро по телевизору, ни призывающих защищать революцию плакатов, равно как и привычных во всем мире билбордов, рекламирующих Сoca-Cola. Рауль Кастро, который буквально сегодня отмечает двухлетие своего правления (если считать тот период, когда он заменил заболевшего Фиделя на посту), предпочитает более краткие и четкие речи. И лишь немногие здесь продолжают цитировать легендарного команданте. Один из них - министр информатики и связи Рамиро Вальдес Менендес. Он, как и команданте и его соратники по революции, - в песочном кителе с многочисленными орденскими планками. Он один из немногих, кому не претит стиль команданте: Вальдес Менендес, как когда-то Фидель Кастро, дружественно похлопал по плечу своего российского коллегу Игоря Щеголева, фактически отказавшись от официального церемониала, и по-простому, по-революционному провел многочасовые переговоры.

Казалось, ему не хотелось отпускать своего российского коллегу, Вальдес Менендес готов был и слушать, и рассказывать о своей стране, приводя любые аргументы в пользу главной линии: Куба - бедная страна, но ее главный капитал - человек. Поэтому и неудивительно, что до сих пор Куба, во-первых, так и не признала советский долг, который, по разным оценкам, составляет от 16 до 25 миллиардов долларов. А во-вторых, явно не готова платить за что бы то ни было, предпочитая те отношения, которые были у Острова свободы с Советским Союзом.

Причем все это объясняется одним - необходимо сохранить суверенитет. С одной стороны, вроде надо развивать мобильную и стационарную связь, модернизировать почту, готовить специалистов для собственной промышленности, развивать новые технологии. С другой стороны, вся жизнь - борьба. И даже есть, к примеру, на Кубе программа расширения стационарной и мобильной связи до 2012 года, но то ли дело в госмонополии, то ли Россию здесь не ждали.

Впрочем, наша страна явно упустила те самые 15 лет, когда решала свои внутренние проблемы. Теперь практически все сферы кубинской экономики, интересные для российского бизнеса, заняты. Хотя российское руководство не теряет надежды. Недаром два года назад сюда приезжал российский премьер, фактически успев "вскочить на подножку уходящего поезда". Два года Россия возвращает утраченные позиции. И надо сказать, что столь влиятельный бизнес-десант, в составе которого и глава "Аэрофлота" Валерий Окулов, председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов, заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев, вице-президент "Роснефти" Михаил Ставский, генеральный директор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов, Владимир Лисин (Новолипецкий металлургический комбинат), был тому подтверждением.

Вот уж кого здесь были рады видеть. Кубинцам было что предложить нефтяникам. В первую очередь речь шла о разведочных контрактах, несмотря на то, что 10 блоков - уже под контрактами с канадскими, французскими и испанскими фирмами.

- Нефтяное производство - 80 тысяч баррелей в день, - заманчиво произносил кубинский чиновник.

Лишь 8 лет назад кубинское правительство открыло глубоководный сектор исключительной экономической зоны Кубы в Мексиканском заливе внешнему капиталовложению. И теперь предлагает привлекательные контрактные условия в соответствии с риском, обещая, что и срок окупаемости капиталовложений достаточно короткий.

- Ясный и простой налоговый режим, предусматривающий единый налог на прибыль, отсутствие экспортных налогов, как и обязанностей по продаже нефти на внутреннем рынке, - продолжал зазывать кубинский чиновник. - В общем, добро пожаловать в Гавану, русские нефтяные компании!

Но русские нефтяные компании как-то не спешили, то ли не поверив в такие заманчивые рассказы, то ли из осторожности.

- Надо решать вопросы по взаимной защите инвестиций, - напомнил кубинским товарищам Игорь Сечин.

Возможно, поэтому столь внушительная российская делегация так и не увезла с собой подписанных документов. И даже скромная победа министра связи и массовых коммуникаций на этом фоне казалась весомой. Ему удалось договориться о приходе на Остров свободы еще одного российского информационного агентства: РИА "Новости", согласно договоренности, откроет на Кубе корпункт. Таково было решение идеологического комитета кубинской партии, без которого подобное трудно себе представить