На рынке горюче-смазочных материалов сложилась непонятная ситуация. К такому выводу приходят сегодня как продавцы, так и потребители топлива. Прогнозы эксперты дают самые разные, но чаще пессимистичные.
Владельцы личного автотранспорта стали реже заезжать на заправки. После июньского скачка цен на бензин на АЗС края упали объемы продаж. В среднем на три-пять процентов на все марки. Автомобилисты выискивают "дешевые" АЗС. И если находят, заправляют баки под завязку. По пять литров, как совсем недавно еще, уже не берут. Ни у кого нет уверенности, что завтра бензин снова не поднимется в цене. Слухи об очередном скачке не сходят с языка автомобилистов. Аргумент слышишь один: "Цены ведь повышаются каждую неделю, в понедельник снова поднимут". Хотя стоят цены уже полтора месяца. Сегодня самый популярный АИ-92 стоит на заправках края 25,5 рубля. В Республике Алтай, как говорят автолюбители, "все виды топлива на рубль дороже". Люди морально готовятся к обещанной "тридцатке" за литр 92-го, хотя официальных прогнозов никто не делал.
Владельцы сетей автозаправочных станций по большей части отказываются давать прогнозы на дальнейшее развитие событий на региональном рынке ГСМ. По мнению эксперта Юрия Матвейко, скорее всего потому, что сами пребывают в некоторой растерянности.
- Ситуация непонятная, - говорит Матвейко. - Еще недавно перспектива просматривалась более четкая - была определенная стабильность на мировом рынке, а следовательно и у нас в стране.
Юрий Матвейко не исключает, что нынешнее небольшое падение мировой цены на нефть приведет к снижению стоимости бензина на АЗС. Но с оговоркой, что за удешевлением нефти не последует ее подорожание - колебание мировых цен продолжается.
Наиболее остро на бензиновую лихорадку отреагировали автопредприятия, занимающиеся пассажирскими перевозками. В Барнауле им удалось добиться повышения стоимости проезда в общественном транспорте: с 7,5 до 9 рублей в автобусах большой вместимости, с 10 до 12 рублей - в маршрутках. Однако прошло чуть больше месяца, и руководители барнаульских автопредприятий вновь обратились к мэру с просьбой повысить цену на билет, ссылаясь на непрекращающийся рост цен на бензин. В мэрии взяли паузу, цена проезда - вопрос социальный.
По нашей информации, очередного повышения в этом году в Барнауле не произойдет, хотя в мэрии прекрасно понимают, что автоперевозчики оказались в весьма непростой ситуации. Предприятия обновили автопарки, и едва ли не вся прибыль уходит на погашение кредитов. Волна пересмотра стоимости проезда в общественном транспорте прокатилась по краю.
В сельском хозяйстве ситуация еще более напряженная. Дизельное топливо за один только год подорожало в два раза - с 14 до 27 рублей за литр. Тем временем зерно дешевеет. Аграрии края недавно написали открытое письмо президенту страны и председателю правительства с просьбой устранить диспаритет цен в сельском хозяйстве.
- Ситуация сложилась действительно очень плохая, - считает заместитель начальника главного управления сельского хозяйства края Петр Быков. - Финансовое состояние сельхозпредприятий края сегодня хуже, чем в прошлом году. Прибыль, полученная от хорошего прошлогоднего урожая, вымыта ростом цен на энергоресурсы. К тому же крестьяне накупили новой техники, в кредит, конечно же. И кредиты эти можешь не можешь, а надо выплачивать. Образно говоря, село сегодня - это дом без крыши и окон, открытый для всех ветров - финансовых и политических.
Сельхозпроизводители сомневаются, что их спасет будущий урожай. По первым, пока еще очень робким прогнозам повторения прошлогоднего рекорда, когда хлеборобы края намолотили пять миллионов тонн зерна, ждать не стоит. Во многих районах засуха, в Локтевском, например, побеги на некоторых полях так и не взошли. По оценке экспертов, в нынешней ситуации будет удачей собрать четыре миллиона тонн.
Петр Быков полагает, что раз уж страна переходит на мировые цены, то делать это нужно сбалансированно: "Селяне готовы покупать ГСМ по мировым ценам, но в таком случае они вправе ожидать гарантий того, что выращенную продукцию у них станут покупать тоже по ценам мировых рынков".
Такого же мнения придерживается и глава крупного сельхозпредприятия Александр Гуков: "Пусть на Алтае будут мировые цены на солярку, бог с ними. Но тогда и правила игры надо перенимать принятые во всем мире. В других странах рентабельность торгового предприятия ограничена несколькими процентами. Если превысил - "излишки" идут в доход государства. Там с этим строго".
Впрочем, в отличие от большинства сельхозпроизводителей края, Гуков нынешнюю ситуацию переживает относительно легко. Еще в прошлом году он закупил солярки "на четыре года вперед". И сэкономил уже, по собственным подсчетам, 7,5 миллиона рублей. Но предприятие у фермера большое, богатое. Петр Быков, например, сомневается, что хозяйства края обладают свободными средствами, чтобы закупать что-то впрок. И таким образом выдержать давление монополистов.
Новосибирск
Проезд в общественном транспорте Новосибирска дорожает регулярно. Столица Сибири - едва ли не единственный город за Уралом, где власть не влияет на тариф за проезд в частных автобусах. Год назад тарифы на длинных городских маршрутах в среднем составляли двенадцать рублей. Осенью цены прыгнули до четырнадцати. Сегодня за билет просят уже 16 рублей.
- Я живу в пригороде, - рассказывает Ирина Зиновьева, жительница поселка Пашино. - В месяц на проезд у меня уходит больше тысячи. Кроме того, у меня двое детей, которые тоже ездят в город. То есть каждый месяц из семейного бюджета 3-4 тысячи рублей мы платим за проезд.
Железный аргумент перевозчиков - увеличение расходов, прежде всего на топливо. Что касается муниципальных перевозчиков, то здесь тариф определяет мэрия. И есть вероятность, что цены за проезд не повысятся - об этом заявляют чиновники. Пока в автобусе можно проехать за десятку, а на троллейбусе - за девять рублей. Что касается частников, то городские чиновники объясняют их аппетиты не только топливным ростом, но и необходимостью возвращать кредиты за крупную технику. Кстати, сама мэрия и инициировала в свое время эту модернизацию.
- Большинство перевозчиков скоро в основном рассчитаются за эти автобусы, - утверждает, начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Андрей Ксензов. - Поэтому мы сможем и здесь, прежде всего экономическими рычагами, влиять на тарифы.
Иркутск
Иркутск живет в ожидании - когда поднимется плата за проезд в общественном транспорте. И, главное, насколько? В том, что транспортные тарифы повысятся, - сомнений нет. В соседних городах - Ангарске, Усолье-Сибирском - владельцы маршруток подняли расценки до 12 рублей еще в начале лета. В областном центре же диалог перевозчиков со службой по тарифам затянулся.
Иркутская ассоциация коммерческих перевозчиков подала документы, в которых обосновала повышение расценок сначала с 10 до 12 рублей, а потом до 15. На днях служба по тарифам решила согласовать "умеренное" подорожание проезда - до 12 рублей.
- Скорее всего, мы согласимся с такой полумерой, - сообщила Ирина Орлова, директор Ассоциации маршрутных такси Иркутска. - Просто деваться некуда. Если сейчас добиваться стоимости билета в 15 рублей, то придется еще полгода ходить с документами и ездить по старым расценкам. А ведь они установлены еще в 2006 году, когда топливо стоило чуть ли не вдвое дешевле.
При этом председатель Ассоциации частных перевозчиков Иркутска Сергей Ошурков утверждает, что примерно 30 процентов автопарка сейчас простаивает.
- За последние месяцы подорожал не только бензин, но и запчасти, техобслуживание, услуги моек и стоянок. Владельцы автобусов считают нерентабельным выпускать машины в рейс. Зарплата водителям не повышается. Люди отказываются работать в таких условиях, увольняются, - поясняет Ошурков.
Некоторые маршруты стали убыточными и закрыты. Например, добраться из Ново-Ленино в Солнечный (с одного края Иркутска на другой) теперь можно только с пересадками.
Стабильной остается лишь стоимость проезда в муниципальном транспорте - 10 рублей. Но надолго ли? В сентябре Ангарская нефтихимическая компания собирается остановить производство примерно на 40 дней - для плановых профилактических работ.