Иркутск станет последним в регионе крупным городом, где вырастет плата за проезд. В соседних Ангарске, Усолье-Сибирском маршрутчики подняли расценки до 12 рублей еще в начале лета. В областном центре же диалог перевозчиков со службой по тарифам затянулся.
Напомним, иркутская Ассоциация коммерческих перевозчиков подала документы, в которых обосновывала повышение расценок сначала с 10 до 12 рублей, а потом до 15. На днях служба по тарифам решила согласовать "умеренное" подорожание проезда - до 12 рублей. Вступит ли это решение в законную силу, зависит от того, согласятся ли перевозчики на такую полумеру.
- Мы согласились, - сообщила Ирина Орлова, директор ассоциации маршрутных такси Иркутска. - Потому что нам деваться некуда. Если сейчас добиваться стоимости билета в 15 рублей, то придется еще полгода ходить с документами. И до тех пор ездить по старым расценкам. А ведь они установлены еще в 2006 году, когда топливо стоило чуть ли не вдвое дешевле.
Так что уже десятого августа пассажирам иркутским маршруток придется раскошелиться. Правда, в Службе по тарифам подчеркнули: 12 рублей -- это максимальная цена. Предприниматели могут назначить и меньшую сумму.
Однако это маловероятно. Владельцы маршруток считают сейчас нерентабельным выпускать машины в рейс. На улицах Иркутска стало меньше коммерческих автобусов. Очереди на остановках скапливаются даже в самые непиковые часы. Председатель ассоциации частных перевозчиков Иркутска Сергей Ошурков, утверждает, что примерно 30 процентов автопарка сейчас простаивает.
- За последние месяцы подорожал не только бензин, но и запчасти, техобслуживание, услуги моек и стоянок. Зарплата водителям с тех пор практически не повышалась. Люди отказываются работать в таких условиях, уходят из предприятий, - поясняет Ошурков.
Особенно это коснулось протяженных маршрутов. Некоторые из них стали убыточными и вообще закрылись. Например, добраться из Ново-Ленино в Солнечный (с одного края Иркутска на другой) теперь можно только с пересадками.
Вслед за бензином подорожали запчасти, техобслуживание, услуги моек и стоянок. А зарплата водителей осталась прежней
Аналогичная ситуация сложилась и в службе такси. Ждать вызванную машину приходится очень долго. По данным некоммерческого партнерства "Владельцы иркутских такси", с мая по июль количество фирм, занимающихся такого рода перевозками, стало заметно меньше: 129 вместо прежних 154. А оставшиеся не смогли избежать "кадрового кризиса" - в среднем из этого бизнеса ушел каждый четвертый водитель. Несмотря на то, что стоимость поездки в такси выросла с 20 до 25 рублей за километр.
Те, кто выбрал профессию таксиста в качестве основной идут на разные технические ухищрения.
- Я поставил газовую установку на машину еще когда бензин стоил 16 рублей. Уже тогда она окупилась буквально за два-три месяца. Сегодня газ стоит 12 рублей за литр, а бензин - 30, - рассказал Александр Шишмарев, водитель одной из служб такси. - За год у меня получается экономия порядка 80 тысяч рублей. Говорят, что газ сокращает ресурс двигателя, но даже если каждые два года менять движок, все равно я буду экономить тысяч 60.
Стабильной остается лишь стоимость проезда в муниципальном транспорте - 10 рублей. Но надолго ли? В сентябре Ангарская нефтихимическая компания собирается остановиться примерно на 40 дней - для плановых профилактических работ.
Новосибирск
Общественный транспорт Новосибирска дорожает регулярно. Столица Сибири - едва ли не единственный город за Уралом, где власть не влияет на тариф за проезд в частных автобусах. Год назад тарифы на длинных городских маршрутах в среднем составляли двенадцать рублей. Осенью цены прыгнули до четырнадцати. Сегодня за билет просят уже 16 рублей.
- Я живу в пригороде, - рассказывает Ирина Зиновьева, жительница поселка Пашино. - В месяц на проезд у меня уходит больше тысячи. Кроме того, у меня двое детей, которые тоже ездят в город. То есть каждый месяц из семейного бюджета 3-4 тысячи рублей мы плати за проезд.
Основной аргумент перевозчиков - увеличение расходов, прежде всего на топливо. Железный аргумент.
Что касается муниципальных перевозчиков, то здесь тариф определяет мэрия. И есть вероятность, что цены за проезд не повысятся - об этом заявляют чиновники. Пока в автобусе можно проехать за десятку, а на троллейбусе - за 9 рублей. Что касается частников, то городские чиновники объясняют их аппетиты не только топливным ростом. Но и необходимостью возвращать кредиты за крупную технику: кстати, сама мэрия и инициировала в свое время эту модернизацию.
- Большинство перевозчиков скоро подойдут к той черте, когда в основном рассчитаются за эти автобусы, - утверждает, начальник Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии Новосибирска Андрей Ксензов. - Поэтому мы сможем и здесь прежде всего экономическими рычагами влиять на эти тарифы.
Барнаул
Наиболее остро на бензиновую лихорадку отреагировали автопредприятия, занимающиеся пассажирскими перевозками. В Барнауле им удалось добиться повышения стоимости проезда в общественном транспорте: с 7,5 до 9 рублей в автобусах большой вместимости, с 10 до 12 рублей - в маршрутках. Однако прошло чуть больше месяца, и руководители барнаульских автопредприятий вновь обратились к мэру с просьбой повысить цену на билет, ссылаясь на непрекращающийся рост цен на бензин. В мэрии взяли паузу, цена проезда - вопрос социальный.
По информации РГ, очередного повышения в этом году в Барнауле не произойдет, хотя город и понимает, что автоперевозчики оказались в весьма непростой ситуации. Предприятия обновили автопарки, и едва ли не вся прибыль уходит на погашение кредитов. Волна пересмотра стоимости проезда в общественном транспорте прокатилась по краю.