Волна околофутбольного вандализма, захлестнувшая Англию в 70-е, схлынула. Болельщик "окультурился".
Настоящей эпидемией планетарного масштаба выглядит "болезнь" за лондонский "Челси". Согласно исследованиям, проведенным по заказу клуба, по всему миру у него набирается 90 миллионов фанатов. У домашних болельщиков "Синих", или "Аристократов", как издавна называют эту команду, биография весьма пестрая и, можно сказать, неоднозначная. В 70-80-е годы лондонские фанаты "Челси" слыли одним из самых ярких образчиков футбольного хулиганства. Как же яростно бились они с такими же фанатичными приверженцами других клубов. Ради усмирения болельщиков "Челси" в 80-е предпринималась даже отчаянная попытка соорудить между трибунами и футбольным полем электрическое ограждение, но, к счастью, до такого "экстрима" не дошло.
Тем временем болельщик "Челси" "окультурился", перевоспитался и считается сегодня одним из наиболее законопослушных и наиболее эффективно "работающих" на победу своей команды. Не в последнюю очередь успешная кооперация по линии "клуб - болельщик" обязана организациям, объединяющим футбольных фанатов. Прежде всего - Федерации футбольных болельщиков, объединяющей в национальном масштабе болельщиков Англии и Уэльса.
В беседе с директором федерации по связям с общественностью Майклом Брунскиллом я задала вопрос: "Как обстоят нынче дела с многолетней хронической "язвой" английского футбола - хулиганством?" И услышала в ответ утверждение, неожиданное в своей категоричности: "Хулиганство больше не вопрос для нашего футбола. Это, к счастью, в прошлом. Английские и валлийские стадионы - отныне абсолютно безопасные места как для игроков, так и для зрителей".
По словам Брунскилла, навести порядок удалось благодаря совместным усилиям целого ряда организаций, в том числе законодателей, правоохранительных органов и Федерации футбольных болельщиков.
...Среди наиболее действенных акций такого рода - внедрение в ряды болельщиков охранников футбольных клубов. Они сразу берут "на мушку" потенциальных бузотеров и следуют за ними по пятам. Как только заметят правонарушение - драку, словесные оскорбления, провокацию потасовок, - тут же у виновника конфискуют его "сезонный билет".
Между тем "сезонный билет" - своего рода удостоверение преданности клубу. То, что делает его неким привилегированным членом околофутбольного братства. Приобрести "сезонный билет" - вопрос N 1 для подлинного болельщика, иначе нет просто никакой гарантии, что можно будет попасть на матчи своей команды. Билеты на игры Премьер-лиги давно уже стали в Англии таким дефицитом, что купить их зачастую можно лишь у спекулянтов. А на любую игру "Челси", по словам давнего болельщика этой команды и моего приятеля журналиста Тома Хэнли, простой смертный приобрести их по официальной цене практически не может.
Кстати, официальная средняя цена за билет на матч "Челси" - 35 фунтов стерлингов (1680 рублей), а на черном рынке она увеличивается как минимум вдвое, а частенько доходит даже до 100 фунтов. На принципиальные игры, когда "Челси" сражается с "Ливерпулем" или "Манчестер Юнайтед", цены на билет взлетают аж до 250 фунтов.
Вот почему цена за "сезонный билет", начинающаяся от 700 фунтов стерлингов и гарантирующая место на 19 матчах домашнего турнира, выглядит просто мизерной. Однако заполучить сегодня "сезонный билет" непросто. Слишком много желающих. Даже члены клуба болельщиков, включая и болельщиков "Челси", стоят на "листе ожидания", мечтая разжиться "сезонкой". Другое дело, что на покупку оной они обладают приоритетным правом, обходя "неорганизованных" фанатов.
В Англии клуб болельщиков футбольной команды - это скорее организация, узаконивающая статус фаната и поддерживающая его в устремлении быть как можно ближе к любимой команде. Членство в клубе болельщиков "Челси" стоит 50 фунтов стерлингов. Вступивший в клуб получает членский билет с фотографией, дающий право на некоторую скидку при покупках в магазине "Челси", например фирменной футболки, от которой "балдеют" дети младшего и среднего школьного возраста. Член клуба также получает ежемесячно роскошно изданный журнал, содержащий всевозможные новости из жизни команды. Как рассказал мне Том Хэнли, преданных "организованных" болельщиков "Челси" время от времени приглашает на эксклюзивные вечеринки, где они могут провести время в компании "звезды" "Челси" прошлых лет или же кого-то из нынешних игроков. Заодно и получить автографы.
Когда речь идет о раздаче самых крупных "слонов" - возможности заполучить по официальной цене билет на ключевые зарубежные матчи своей команды, то у обладателей "сезонок" и членов клуба будут определенные преимущества перед остальными. В преддверии финального матча Лиги чемпионов в Москве я предприняла все мыслимые усилия, пытаясь раздобыть для своих приятелей в Москве билет на матч по "нормальной" цене. И с этой целью обратилась за советом и помощью, в частности, в футбольные организации Англии. Однако моим надеждам на успех сбыться было не суждено. В Федерации футбольных болельщиков мне объяснили, что как только определятся команды, вышедшие в финал, причитающаяся на Англию доля билетов уйдет в первую очередь в клубы болельщиков команд-финалистов и к обладателям "сезонок". На черном рынке Британии билеты на московский финал зашкалили за две тысячи фунтов. И при этом разошлись в несколько дней.