20idei_media20
    04.08.2008 05:15
    Рубрика:

    В фильме "Светлячки в саду" Джулия Робертс оказалась слишком идеальной

    Фильм "Светлячки в саду" не спасает участие Джулии Робертс и Уиллема Дефо

    "Светлячки в саду" - полнометражный дебют американского режиссера Денниса Ли, он же автор сценария. Выпускник Колумбийского университета, он стал известен благодаря комедийной короткометражке "Иисус Генри Христос" (Jesus Henry Christ), выигравшей серебряную медаль в конкурсе Академии студенческого кино США.

    Сюжет фильма в некоторой степени автобиографичен. Его название происходит от одноименного стихотворения Роберта Фроста, поклонником которого, судя по всему, был режиссер в детстве.

    В этом загадочном фильме все начинается с потерянных очков и машинного оконного стекла, которое нельзя трогать руками. Далее - проблема отцов и детей, но не в классическом русском варианте, где одни никогда не поймут других, а в том, что отец Чарльз (Уиллем Дефо) из-за своих проблем почему-то ненавидит своего сына Майкла (Райан Рейнолдс), и тот отвечает ему полной взаимностью. Единственный человек, который их объединяет, - жена и мать Лиза (Джулия Робертс). Она все видит и понимает, что быть отцом и мужем - не идеал для Чарльза, и находится на стороне сына, но из-за собственной "идеальности" сохраняет семью. Впрочем, и в ее жизни были походы "налево".

    И вот мы видим взрослого Майкла, того, кто терял очки, а теперь подписывает стюардессе свою первую книгу под названием "Любовные письма на стикерах". А в это время его постаревшая мать Лиза погибает в аварии по вине нервного мужа. Далее много минут выяснения семейных отношений, которые разворачиваются сразу в трех семьях. Фильм довольно скучный, но самое главное - не понятно, какова мораль сей басни.

    Несмотря на то что сюжет перескакивает то в детство, то в нынешнюю жизнь Майкла, так и остается загадкой: из-за чего, собственно, отец так ненавидит сына? Вряд ли это возникло на пустом месте. Но вся линия детства - это воспоминания о жестокости отца по отношению к сыну и дружба Майкла с тетей Джейн (Эмили Уотсон), еще той штучкой. И никаких ответов на зрительские вопросы. Даже если Чарльз - неудавшийся писатель, а Майкл - удавшийся и собирается издавать вторую книгу, с детством это никак не связано.

    Его вторая книга под названием "Светлячки в саду", судя по загадочному разговору Майкла и тети Джейн, и должна разгадать тайну семейных отношений, но этому не суждено сбыться.

    Смерть Лизы порождает еще одно несчастье - переживания Кристофера, сына Джейн, в том, что он виноват в смерти своей тети. Детская травма на всю жизнь. Все остальные находят занятия, чем отвлечься от трагедии.

    Самый главный вопрос: что же явилось причиной всех этих тяжелых семейных отношений? Разумеется, "у каждого свои тараканы в голове", но стоило ли из-за этого снимать картину?

    Чтобы не портить главную женскую роль до конца, Джулию Робертс умертвляют почти в самом начале фильма, и за игру "старого" состава отвечает только Дефо. Отрицательная роль ему, как всегда, удается.

    Единственный вывод, который напрашивается, так это то, что во всем виновата "идеальная мать". Ведь после ее смерти и жена Майкла бросила пить, и отец с сыном вроде бы помирились, Чарльз скоро станет дедушкой, и "Светлячки в саду" остались в прошлом.

    Для первого режиссерского опыта фильм снят довольно неплохо. Хороший музыкальный ряд, достойная операторская работа. Но из банальной семейной ситуации, которых пруд пруди, сложно снять без выдумки хорошую драму. А пока остаются слова Станиславского "не верю!" по отношению к сценаристу Деннису Ли. Возможно, если он как режиссер отойдет от автобиографий и в руки к нему вдруг попадет хороший сценарий, то от его следующей работы можно будет ожидать чего-то большего.