05.08.2008 04:00
    Поделиться

    Американские инвесторы боятся вкладывать деньги в российский бизнес

    Имеет ли российский бизнес шанс получить инвестиции и технологии из США

    Новым послом России в США стал на прошлой неделе замглавы МИД России Сергей Кисляк. Нашему "человеку в Вашингтоне" придется, помимо прочего, озадачиться вопросом - почему степень развития российско-американских экономических отношений далеко не отвечает потенциалам наших стран? В торговом обороте России Штаты занимают куда как скромное место, в обороте Штатов же Россия вообще не видна. Нечем торговать? Или нам не нужны американские технологии? Или нам их не дают?

    Повод разобраться с этим представился мне месяц назад, когда в Сан-Франциско проходил российско-американский деловой форум. Порадовало, что на этом мероприятии были не только обычные для такого формата персоны, но и представители российских регионов. Посланцы Самарской и Тверской областей откровенно добивались американских инвестиций, внятно и убедительно рассказывая американцам о преимуществе капиталовложений именно в их областях. Должен сказать, они являли яркий контраст своим предшественникам середины 90-х. Я помню тех людей с горящими от возбуждения глазами, но неспособных ответить на самые простые вопросы инвесторов о налоговых льготах, местных тарифах и прочем. Все, чем они располагали, были визитные карточки, остальное объясняли на пальцах. Сегодня российские участники форума были словно с другой планеты. Они уже не мыслили свое выступление без компьютерной презентации, без сопутствующей литературы, великолепно изданной и содержащей именно ту информацию, которую ожидает получить инвестор.

    Пусть простят меня поклонники Димы Билана, но не победа этого певца в "Евровидении", а именно вот эти люди вызвали у меня подлинную гордость за нашу страну, хотя по сути они находились в положении, близком к просительному, а результаты их предыдущих усилий в привлечении американских денег нельзя назвать впечатляющими. В Тверской области, например, из 50 иностранных компаний работает всего одна американская.

    Тверская история в какой-то мере отражает общую картину прямых частных инвестиций из США в Россию. Сегодня вес американских капиталов в общем объеме инвестиций составляет 10-11 процентов. В абсолютных цифрах это всего лишь 3-4 миллиарда долларов при огромной потребности России в капиталовложениях, которая оценивается в 150-250 миллиардов долларов на ближайшие 5-10 лет. Не говоря уже о еще большем инвестиционном потенциале Соединенных Штатов.

    - Пока у нас США представлены лишь компанией, производящей системы охлаждения для самолетов, - говорит представитель Твери Владимир Слепнев. - Были и другие попытки наладить деловые отношения с американцами, но к конкретным результатам это не привело. Нам очень важно понять, почему.

    Расхожее объяснение тому - негативный образ России, который создают американские СМИ. Такой образ отпугивает возможных инвесторов. Что правда, то правда - ничего хорошего о нас мне читать или слышать в Америке в последние годы не приходилось. Хотя, если честно, пишут и говорят о нас там немного, у американцев сегодня и своих забот хватает. Но уж когда о нас вспоминают, мало не покажется. То пугают инвесторов коррупцией, пронизавшей страну сверху донизу. То бог знает что говорят о нашем беззаконии, о плохо защищенных правах собственности, недостаточных гарантиях инвесторам, вспоминая историю с нефтяным проектом "Сахалин-2", когда иностранный консорциум заставили продать контрольный пакет акций "Газпрому". При этом, как отмечала пресса на Западе, консорциум получил меньше рыночной стоимости компании. Пугают инвесторов и похожей возней вокруг ТНК-BP.

    А американский бизнес и в самом деле пуглив. Капитал приходит на безопасные и предсказуемые рынки, и любая неопределенность вызывает тревогу у инвесторов. Бизнесмены видят, что происходит в России, кстати, не обязательно черпая информацию в СМИ, и не спешат к нам со своими деньгами.

    А тут еще, как назло, есть в США закон, специально оговаривающий ответственность за дачу взятки должностным лицам в других странах. Слышали, конечно, американцы, что можно обойти этот запрет, если начать работать с российским партнером. Но немногие готовы рисковать. Да и зачем рисковать, когда в мире полно других стран, поспокойнее, которые точно так же жаждут получить иностранные инвестиции. Конкуренция за капиталы в мире острая. И пока, приходится констатировать, в этой борьбе особых побед нам одержать не удалось. В общем объеме американских инвестиций за границу на долю России приходятся лишь десятые доли процента. Примерно такое же место занимает Россия и в американской внешней торговле. Иными словами, если бы ни наши энергоносители, исчезни завтра Россия с карты Земли, американская экономика этого даже не заметила бы. Разве что пострадало бы несколько сотен больших и мелких американских компаний, которые прижились в российских краях, поняли непростые наши правила игры и научились здесь зарабатывать.

    Ради справедливости надо сказать, что иные из них чувствуют у нас себя не просто хорошо, а великолепно. Замечательным примером последних лет может служить известная компьютерная фирма, представители которой вместе с другими бизнесменами из США также принимали участие в сан-францисском форуме. Она появилась на российском рынке сравнительно недавно. А свое представительство в нашей стране так и вовсе открыла всего лишь пару лет назад.

    - За эти два года Россия стала для нас самым быстрорастущим рынком, - подчеркнул в своем выступлении глава представительства этой компании Павел Черкашин. - В январе этого года, например, компания заключила соглашение с Министерством образования и науки РФ об установке наших программ во всех школах России, а это, между прочим, 1 миллион компьютеров.

    Черкашин с энтузиазмом рассказывал участникам форума об открытии центров поддержки и обучения, планах по размещению центров исследований и разработок... Его выступление не производило впечатления рассказа о неудачном опыте, напротив, это была очевидная история успеха.

    Давайте и мы порадуемся: компьютеры в каждой российской школе, да еще с надежным программным обеспечением - это действительно прорыв. Плохо только то, что подобные примеры единичны, а могли бы быть массовыми.

    Проблема не только в нас, говорили российские участники форума. Американский бизнес чрезвычайно консервативен, склонен стереотипизировать ситуацию: если не получилось в одном месте, нередко считают американцы, значит, не получится нигде. Но Россия очень разная, один регион не похож на другой, а Москва - так и вовсе совсем еще не зеркало целой страны.

    - Мы разработали целую систему поддержки инвесторов, - рассказывал участникам форума г-н Слепнев. - Это поддержка информационная - процедуры стартапа, тарифы, поставщики, инфраструктура. Поддержка финансовая - налоговые и кредитные льготы, поддержка административная и даже кадровая. С нашей областью реально выгодно иметь дело. Но ни об этом, ни о самой Тверской области потенциальным инвесторам в США практически ничего неизвестно.

    По данным Консультативного совета по иностранным инвестициям, 60 процентов потенциальных инвесторов считают российский инвестиционный рынок неблагоприятным. Однако более 80 процентов работающих в России инвесторов об этом ничуть не жалеют.

    Еще совсем недавно многие регионы с большой настороженностью относились к иностранным капиталам и иностранным компаниям, считая их бессовестными кровососами на богатом российском теле, тихими оккупантами и троянскими конями. Но время, к счастью, не стоит на месте.

    Вот и представитель Саратовской области приехал в Сан-Франциско в поисках капиталов, в которых так нуждается его регион. Хотя иностранные инвестиции как таковые он особо не выделяет.По его словам, будь то иностранные или отечественные - большой разницы нет. Деньги - они и есть деньги.

    Представитель тверской власти не согласен с саратовцами: они чувствуют себя более комфортно с иностранными инвесторами. Российские проекты зачастую просчитаны на глазок, из-за этого случаются срывы графика, а это ломает планы. Но главное, инвестиции из развитых стран несут с собой новые технологии, потребность в людях высокой квалификации, подготовку которых нередко берут на себя иностранные компании.

    Отечественных инвестиций, считают специалисты, нашей экономике в любом случае не хватит. А вот преимущество инвестиций из развитых стран уже осознали многие. Связанные с ними передовые технологии часто - к сожалению, очень часто - это единственный путь преодолеть отставание, без чего переход от сырьевой экономики к инновационной просто немыслим. Мы слишком отстали от развитых стран, и пока что в обмен на их товары и технологии можем предложить им разве что наш традиционный набор: газ, нефть, металл, древесину. Немногочисленные исключения из этого списка общей картины не меняют. Если так будет продолжаться и дальше, если будем сохранять экономику, основанную на экспорте энергоносителей, то, утверждают специалисты, в ближайшие 3 года наш рост замедлится до 6 процентов. Если ничего не изменим и после 2010 года, то и вовсе доведем рост до 3-4 процентов.

    Спорить не о чем, сам по себе иностранный капитал - не панацея, к нему требуются огромные собственные усилия, чтобы суметь переварить его, приспособить к нашим нуждам. Но чтобы совершить рывок, нам, наверное, придется многое поменять у себя в стране. И первое, что предстоит сделать, как представляется мне, согласиться, что более патриотично не вычерчивать вокруг России кольцо, за которым находится вражеский стан под названием Запад, тем более что без него все равно обойтись не удастся - а научиться жить в гармонии с остальным миром. Согласиться, что гораздо патриотичнее не скитаться в поисках особого пути для России, не заходиться в припадке гордости при словах о российской особости, за которой пока что мы только видим всепроникающую коррупцию, произвол сильного и удручающее экономическое отставание, а реформировать страну пока не поздно, пока не превратилась она в гигантского карлика и безнадежного "лузера".

    Поделиться