04.08.2008 23:00
    Поделиться

    Немцы думают о России мало, но относятся в целом неплохо

    Немцы все меньше беспокоятся о судьбе жителей нашей страны

    Представитель немецкого Алленсбахского института изучения общественного мнения Михаэль Зоммер пришел к выводу: "Интерес к России в Германии в целом падает". Однако стоит ли переживать по этому поводу?

    Тем жителям Германии, для кого Россия существует на карте как своего рода "терра инкогнита", обычно менее 30 лет. Немцам же, которые, напротив, проявляют интерес к России, как правило, за шестьдесят.

    И все же в целом за последние два десятка лет произошел перелом в самом отношении немцев к России. Если стереотипы времен "холодной войны", быть может, еще окончательно и не рухнули, то в общем настрое бундесбюргеров больше положительного.

    Социологи в своих исследованиях обнаруживают комичные парадоксы. Только 20 процентов немцев негативно думают о России. При этом 45 процентов считают, что общественное мнение в отношении Москвы негативно. То есть получается, что немец думу свою о России думает в нейтральном или позитивном ключе и одновременно убежден, что соседи по улице в целом относятся к России плохо. И все же как мы умудрились стать в сознании немцев малоинтересной, слегка подзабытой страной?

    Ученые из Алленсбахского института объясняют тот факт, что Россия вдруг стала для их сограждан скучной, общей тенденцией снижения, особенно у молодежи, интереса к политике. И особенно к международной политике. Другие социологи сетуют, что это все пробелы в образовании, в том числе и в высшем. По всей стране всего лишь три кафедры, которые занимаются исключительно восточноевропейской проблематикой, отмечает в этой связи секретарь? Германского общества по изучению Восточной Европы Хайке Деренбэхер.

    Все верно. Только всякие правильные научные обоснования не учитывают элементарную вещь: страны, как и люди, имеют свойства меняться и в разные периоды своего развития привлекать к себе больше или меньше внимания.

    Германия была тогда точкой наивысшего интереса СМИ. А через какое-то время эйфория пошла на спад, пока совсем не иссякла. А вместе с ней иссяк и интерес, и все меньше потребности в информации из Берлина испытывали наши и зарубежные газеты, больше реагируя уже на другие запросы читательской аудитории. В конце концов большая мода на Германию проходит - вот о чем я подумал, закрывая берлинский корпункт и покидая страну, которую не разлюбил и поныне.

    С Россией, правда, несколько иная история. В немецких СМИ сегодня по-прежнему модно щипать Россию по тому или иному поводу, не оставляя места хоть для какого-нибудь позитивного материала о ней. Даже немецкие социологи не могут отрицать, что тон публикаций в местной прессе доходит до истеричности, а тексты отличаются поверхностностью.

    Так уж устоялось в течение десятилетий. Открывавшиеся после войны немецкие издания были хорошо пролоббированы американцами. Дело дошло до того, что сегодня немецкие журналисты, работающие в Москве, боятся послать в свои редакции какую-либо теплую корреспонденцию о России, рискуя прослыть "агентами влияния Кремля".

    Между тем

    Плохие новости из России продолжают продаваться лучше, чем хорошие. Но, как выходит не по слухам, а авторитетно, читающую и слушающую публику это, очевидно, задевает не так уж сильно. Если Россию после всех политических землетрясений последних двадцати лет меньше замечают, то, значит, она становится нормальной страной.

    Поделиться