05.08.2008 02:00
    Поделиться

    Победитель президентского конкурса из Татарстана мечтает о новом компьютере

    Десять тысяч учителей России признаны лучшими по итогам ежегодного конкурса, организованного в рамках нацпроекта "Образование". В их числе и преподаватель географии средней общеобразовательной школы из села Большой Кукмор (Татарстан) Танзиля Ахтямова.

    Российская газета: Танзиля Миннахметовна, у вас была очень интересная тема работы - как преподавать географию и повысить качество обучения через национальный региональный компонент. Ведь кому-то региональный компонент до сих пор кажется лишним?

    Танзиля Ахтямова: Но в сельской школе, особенно на уроках географии, без него не обойтись. Прежде чем познакомить детей с природными ресурсами страны, я рассказываю им о том, что ближе. Вначале изучаем природные ресурсы села, потом республики. Ходим на экскурсии. Наблюдаем. И если школьники занимают призовые места в олимпиадах, хорошо сдают экзамены, то чем же плох региональный компонент?

    РГ: Вспоминается анекдотичный случай, когда один из казанских чиновников, курировавших раньше образование, с трибуны пожаловался на то, что выпускники школ подчас не знают, что самой маленькой птичкой в мире является... Гольфстрим. Ваши дети таких "ляпов" не допускают?

    Ахтямова: Таких - нет, но смешные случаи бывают. Уроки я веду на татарском языке. Так вот спрашиваю ученика про Вьетнам. А он мне в ответ: "Скажите, как будет Вьетнам по-русски".

    РГ: А что изменилось в вашей школе после принятия нацпроекта?

    Ахтямова: Работать стало интереснее. Но есть и тревожные моменты. Например, сократились часы на ту же географию. Раньше в шестом классе было два часа, сейчас остался один. Хорошо, меня дирекция поддерживает. Дали недостающий час на "дополнительный компонент образования". В других школах не так. А шестой класс - самый важный: дети только начинают изучать географию.

    Беспокоит и начавшийся в республике переход школ и детских садов в автономные некоммерческие учреждения. Это может привести к сокращению кружков. Если раньше их можно было вести вдоволь, то теперь, говорят, платить будут в зависимости от количества учащихся, посещающих занятия. Везде есть свои плюсы и минусы.

    РГ: Ваши ученики уже сдавали ЕГЭ по географии?

    Ахтямова: Сама идея проведения Единого госэкзамена мне нравится. Но ЕГЭ по географии мои ученики пока не сдавали.

    РГ: Кем их своих учеников особенно гордитесь?

    Ахтямова: Выпускником этого года Рустемом Тухбатуллиным. Он занял сразу несколько первых мест в конкурсах и олимпиадах. У нас в селе раньше добывали медную руду, но в XIX веке производство сочли нерентабельным и закрыли. Так вот в одной из научно-исследовательских работ, которую мы отправили в Москву и она завоевала диплом первой степени, Рустем проанализировал географическое положение села, природные ресурсы, население, народные ремесла, историю промышленности, представил прогнозы, как мог бы развиваться Большой Кукмор, если бы производство медной руды набирало обороты. Оказывается, село могло стать городом.

    РГ: Представьте, что вам доверили портфель министра образования страны. Что бы вы поменяли в школьной системе?

    Ахтямова: Прежде всего я бы попросила переписать учебники. Сегодня мы учим детей по книгам, которые нередко далеки от практики. Поэтому многие из них для детского восприятия очень сложные, а иногда и просто скучные. Школьная программа по-прежнему очень перегружена. Бывает, что выполнить домашнее задание ученики не успевают физически.

    Не могу не сказать и об учительской зарплате. Недавно в одной из республиканских газет я прочитала, что средняя зарплата школьных преподавателей в Татарстане - 14 тысяч рублей. Но ведь это же неправда! В среднем школьный учитель при полной нагрузке зарабатывает пять тысяч рублей, а после института - вообще 3-4 тысячи. Разве это деньги? Сделала бы все, чтобы поднять зарплату учителям.

    РГ: Кстати, уже решили, на что потратите президентскую премию - 100 тысяч рублей?

    Ахтямова: Возможно, куплю себе новый компьютер, а старый унесу в школу. Без техники сейчас никуда. В школе есть два компьютера, магнитофон, которые "кочуют" из класса в класс. Но я мечтаю, чтобы в моем кабинете была своя техника, чтобы на уроках географии можно было и песни о морях и океанах послушать, и фольклор, и фильм об островах показать.

    Поделиться