Липецкие приставы ищут новые пути воздействия на должников

Судебные приставы-исполнители получили дополнительные полномочия. Насколько эффективнее стала их работа - об этом на "деловом завтраке" в Черноземном представительстве "Российской газеты" рассказал руководитель управления Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области Юрий Востриков.

Российская газета: Новая редакция Закона "Об исполнительном производстве" вступила в силу с 1 февраля. Как изменились полномочия вашей службы?

Юрий Востриков: Они теперь существенно расширены. Судебный пристав-исполнитель вправе выносить постановления о временном ограничении права должника на выезд из Российской Федерации и наложении запрета на выдачу заграничного паспорта. Новая мера принудительного воздействия на должников - обращение взыскания на его имущественные права. К ним относятся доходы от аренды, найма, право на результат интеллектуальной деятельности, право требования к третьему лицу.

РГ: По статистике, у вас на исполнении больше всего производств по постановлениям ГИБДД, взысканию задолженностей по квартплате и алиментов. Какие дела наиболее сложные?

Востриков: Самое трудоемкое и ответственное дело - взыскание алиментов. В первую очередь потому, что речь идет о защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

Родители обязаны содержать своих детей вне зависимости, состоят ли они в законном браке или нет. Одинокие матери, как правило, зарабатывают мало и без помощи бывшего мужа не могут обеспечивать детей. Мы это понимаем. Но из алиментщиков немногие имеют возможность платить. Нередко это люди пьющие, неработающие или работающие без трудовых договоров. Отследить их заработки сложно. Имущества нет никакого, арестовать и продать у них нечего. Многие к тому же еще и скрываются от уплаты алиментов, находятся в розыске.

Но подвижки в положительную сторону в этом деле есть. Рассматривается вопрос о создании так называемого алиментного фонда - наподобие того, что уже есть в других странах. Из этого специального государственного фонда выплачиваются средства на содержание несовершеннолетних, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов. А уже потом служба судебных приставов находит должников и взыскивает с них положенное. Это может стать спасением для семей, которые зависят от алиментов. Надеюсь, что такое решение будет принято.

Надо сказать, что Уголовным кодексом РФ предусмотрено привлечение нерадивых родителей к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов. Мы активно возбуждаем уголовные дела по статье 157. С начала года нами возбуждено 227 таких дел. Мы и дальше будем делать все возможное для того, чтобы максимально обеспечить взыскание алиментов и защитить права детей. Статья 157 Уголовного кодекса РФ, как и статья 177 (злостное уклонение от погашения кредитной задолженности) переданы в нашу подследственность с февраля.

РГ: В связи с чем такое произошло?

Востриков: Это диктовала практика. Мы не только взыскиваем алименты, но и привлекаем к уголовной ответственности лиц, злостно уклоняющихся от их уплаты. У нас - девять дознавателей. В тех районах, где их нет, дознанием занимаются приставы-исполнители, на которых возложены функции дознавателей. Конечно, милиция помогает в розыске. Главная проблема, как правило, найти должника. Они зачастую скрываются. Ответственность наступает именно за злостное уклонение. А понятие "злостности" и прокурорскими работниками, и судьями трактуется не всегда одинаково.

Используя этот нюанс в законодательстве, некоторые недобросовестные должники выплачивают минимальные суммы - 100-200 рублей в месяц при общей задолженности в 100 тысяч рублей, и признак "злостности" утрачивается. И возможности привлечь его к уголовной ответственности в такой ситуации нет. У нас есть дела, где задолженность по алиментам составляет 200-300 тысяч рублей и более.

Многие наши "клиенты" изначально не собирались отдавать кредиты и заранее готовились к этому

РГ: Могут ли применяться дополнительные меры воздействия на неплательщиков?

Востриков: Сейчас мы рассматриваем возможность принудительного трудоустройства алиментщиков. В качестве санкции возможны обязательные работы. На предприятиях квотируется определенное количество рабочих мест, осужденные работают, получают заработную плату и выплачивают задолженность по алиментам. Пока это - наша инициатива. Решение должно быть принято на федеральном уровне, хотя в порядке эксперимента такая практика возможна и в отдельном регионе.

РГ: Насколько эффективно ограничение права выезда за границу для должников?

Востриков: Мы запретили выезд 195 жителям области, не исполнившим судебные решения. В списке невыездных в основном граждане, не выплачивающие алименты или не исполняющие обязательства по кредитным договорам.

Это очень эффективная мера. Например, в Октябрьском районном отделе находилось исполнительное производство о взыскании алиментов с задолженностью свыше 500 тысяч рублей. Когда должник получил постановление об ограничении права на выезд за пределы Российской Федерации, то сразу погасил долг. Есть и другие примеры.

РГ: Почему не привлекают к ответственности должников по кредитам? Об этом спрашивает липчанин Евгений Славицкий.

Востриков: К сожалению, статья 177 применяется пока редко. За полгода по России было возбуждено 58 дел, в суд с обвинительным актом было направлено 24, вынесено два обвинительных приговора.

Сложность в том, что нет надежной судебно-следственной практики. Со временем эта статья заработает, но пока видимо еще не созрела социальная ситуация. Многие изначально не собираются отдавать кредит и заранее готовятся к этому - избавляются от собственности. Долги по кредитам сейчас доходят до 10-12 миллионов рублей. Однако тяжелее всего взыскать деньги с "мелкого" должника. Большие кредиты берут те, кто занимается бизнесом, и иногда они попадают в трудную ситуацию. Такие люди, как правило, дорожат своим имиджем и стараются вернуть долг.

У нас было пять материалов по кредитной задолженности. Но по всем отказано в возбуждении уголовных дел. Состав статьи сложен для применения. Во-первых, уголовная ответственность возможна только при крупном размере долга - более 250 тысяч рублей. Во-вторых, как и при уклонении от уплаты алиментов - необходим признак злостности. С развитием системы кредитования, ипотеки, проблема эта будет нарастать и, следовательно, нарабатываться практика.

РГ: Как часто обращаются с жалобами на работу вашей службы?

Востриков: Общее количество жалоб уменьшается, но все равно мы не считаем эту ситуацию нормальной. За полгода поступило 517 письменных обращений - на 11 процентов меньше, чем в первом полугодии прошлого года. В основном это жалобы по взысканию алиментов и возмещению материального ущерба - порядка пятидесяти процентов. По всем обращениям проводятся проверки, изучаются исполнительные производства, даются ответы. Где-то видим волокиту, где-то - процессуальные нарушения. Виновных привлекаем к ответственности: наказываем, увольняем, в отдельных случаях направляем материалы в прокуратуру для принятия решений.

РГ: Есть ли случаи привлечения ваших сотрудников к уголовной ответственности?

Востриков: Да. Такие факты есть. К примеру, наши сотрудники, которые ездили на курсы повышения квалификации в Тулу, привозили оттуда документы с завышенными суточными. Мы провели проверку, и по всем этим лицам - их 134, направили материалы в прокуратуру. Следует отметить, что абсолютным большинством излишне полученные суммы возвращены. На сегодняшний день возбуждено 27 уголовных дел. Кто-то из них уволился, кто-то работает - у нас нет оснований их увольнять до вступления в законную силу приговора суда.

РГ: Чем закончится история с недостроенным домом на улице 8 Марта? Строительство этого элитного жилого здания было прекращено по требованию жильцов окрестных старых домов, выступивших против уплотнения застройки. Как выяснилось, дом возведен с нарушениями законодательства. Он будет снесен?

Востриков: Да, безусловно. Решение по этому вопросу нами найдено. 16 июля была размещена информация о проведении конкурса среди строительных организаций на снос этого объекта. В соответствии с законом этот конкурс будет проведен в месячный срок. Федеральная служба подтвердила, что будут выделены средства из федерального бюджета на снос этого здания. Есть заключение экспертизы. Сумма значительная, свыше семи миллионов рублей. Это непростое дело, но речь сегодня идет просто о технологии. Судебное решение будет исполнено.

РГ: На ваш взгляд, происходят ли сейчас видимые изменения общественного сознания в понимании того, что долги надо платить?

Востриков: Напомню фразу Бернарда Шоу: "долги похожи на всякую другую западню: попасть в них весьма легко, но выбраться довольно трудно".

Для меня очевидно, что за последнее время правосознание наших граждан заметно улучшилось. Возросла правовая грамотность, существенно укрепилась вера в возможность цивилизованного решения проблем в судебном порядке. Меня, как гражданина и юриста, эти перемены радуют. Я надеюсь на дальнейший прогресс, на успешное развитие судебной реформы. Все предпосылки для этого сегодня имеются.

Справка "РГ"

За первое полугодие 2008 года в липецкое управление ФССП России поступило более 120 тысяч исполнительных документов. Окончено фактическим исполнением три четверти производств. Этот показатель лучше, чем в среднем по ЦФО. Судебными приставами-исполнителями взыскано в бюджеты всех уровней более 430 миллионов рублей. В результате деятельности управления Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области доходная часть бюджета пополнилась за счет взыскания по постановлениям налоговых органов более чем на 140 миллионов рублей.