05.08.2008 03:48
    Поделиться

    Донские муниципалитеты покупают сиротам жилье, в котором невозможно жить

    В Ростовской области выделяются огромные суммы на покупку квартир выпускникам детских домов. Но сироты получают жилье, которое совершенно непригодно для проживания, да еще и коммунальные долги, оставшиеся от прежних владельцев, платят из собственного кармана. Материалы по двум таким случаям региональный минобраз уже готовит для передачи в прокуратуру.

    В селе Пешково Азовского района высоких заборов отродясь не было. Люди здесь общительные, дружелюбные, соседей не сторонятся, поэтому, когда у ветхой хибары по улице Тельмана появился новый хозяин, местный житель Владимир Мишин решил пойти познакомиться.

    - Интересно было, думал, может какой-нибудь богатей подворье купил, - вспоминает он. - Дом там никудышный, только на слом и годится. Зато земли много, целый особняк можно построить, если деньги есть.

    Каково же было удивление Владимира Ивановича, когда на лавочке у ворот вместо "богатея" он обнаружил худощавого застенчивого паренька.

    - Смотрю, сидит, как воробушек - дите совсем, - продолжает Мишин. - Ты как здесь оказался? - спрашиваю. Ну, он и рассказал, что сирота, а это жилье ему по областной программе купили.

    Домишко без фундамента, с покосившейся на манер Пизанской башни трубой, в котором поселился выпускник дома-интерната Андрей Ищенко, построили еще до революции. После того, как хозяйка - 90-летняя старушка умерла, хижина долго пустовала. Потом нашлись какие-то родственники и, поняв, что больших барышей от продажи "фазенды" получить не удастся, отдали ее по смешной цене - 60 тысяч рублей.

    Однако и новые хозяева, помучившись недолго в сырости, без отопления, заторопились дом продавать. Соседям рассказывали, что нашли покупателей, которые согласились дать хорошую цену. Не лукавили. После продажи развалюхи приобрели на вырученные деньги вполне приличное жилье в Каменском районе.

    Оказалось, что покупателем хибары был муниципалитет.

    Гнилые проваливающиеся полы, изъеденные сыростью стены, развалившаяся печка, пришедший в негодность дымоход, отсутствие минимальных удобств - все это обошлось областному бюджету в полмиллиона рублей. Но самое главное, что такие жуткие условия работники муниципального органа опеки, которые подбирали Андрею жилье, сочли вполне пригодными для жизни.

    - Кто этот дом оценивал? Где у него глаза были? Ведь мальчишке это на всю жизнь, другого он уже себе купить не сможет, - недоумевают соседи. - Здесь капитальный ремонт нужен: и внутри, и снаружи. Отопление печное, а уголь сейчас стоит шесть тысяч за тонну. Если только зиму брать в расчет, тонн пять на обогрев нужно - вот и считайте. Газ в дом проводить - еще больше денег потребуется. Как же можно было такое покупать сироте, да еще 500 тысяч за это отдавать?! Даже комнатка в общежитии, где тепло и уютно, была бы лучше этого сарая.

    По словам Андрея, до этого ему уже два дома предлагали - еще хуже.

    Андрей согласился жить в лачуге, боясь вообще остаться без крыши над головой

    - Я решил, что лучше взять что есть, тем более, мне сказали, что деньги выделены только на этот год, и если я не соглашусь, вообще останусь без крыши над головой, - объясняет он.

    По закону выпускники детского дома могут отказываться от предлагаемых вариантов до тех пор, пока им не будет предоставлено нормальное жилье, соответствующее санитарным нормам. Но Андрей, для которого областная программа была единственным шансом обрести свой угол, этого не знал - в детских домах таких сведений не дают. Этим районные чиновники и воспользовались. Быстро оформили документы, поставили галочку в отчете и думать забыли про сироту. А у парня начались проблемы. При покупке дома никто даже не потрудился узнать, не остались ли от прежних владельцев долги. В итоге Ищенко чуть не отрезали воду - 249 рублей ему пришлось заплатить из собственного кармана. Свет все-таки отключили. Только когда соседи подняли шум и стали звать на помощь журналистов, из районной администрации приехали люди, проронили, что "вышло недоразумение", и электроэнергия снова появилась.

    На заборе, во дворе дома, где теперь живет Андрей, висит подкова. В народе говорят - на счастье. Вот только парень никак не может его дождаться. Хотя ему все-таки повезло: сердобольные соседи приняли участие в судьбе бывшего детдомовца. А сколько еще тех, кто нуждается в помощи, но не знает, куда обратиться?

    В решении жилищного вопроса сирот принимает участие целая армия чиновников: региональное министерство образования формирует списки очередников и следит за тем, чтобы все получили квартиры, министерство строительства распоряжается бюджетными средствами, выделенными на их покупку, администрации муниципалитетов подбирают жилье. Казалось бы, никаких проблем быть не должно. Но случившееся с Андреем и другими выпускниками детских домов, о которых уже писала "РГ", доказывает обратное.

    Отпуская сирот во взрослую жизнь, о них заботятся лишь формально. А потом со вздохом приводят данные статистики, согласно которым только десятой части бывших детдомовцев удается найти свое место под солнцем.

    Комментарии

    Геннадий Зорько, директор регионального общественно-благотворительного фонда "Наше будущее":

    - За последние два месяца в наш фонд обратились четыре выпускника детских домов с вопросами, связанными с получением жилья. Трое из них жаловались на то, что за бюджетные деньги приобретаются дома или квартиры, которые вообще не соответствуют никаким нормам - в них просто нельзя жить. Что делать в таких случаях, они не знали. Поэтому мы предлагаем создать попечительский совет, который бы занимался проверкой качества жилья, которое получают сироты. Ведь сейчас кроме работников органов опеки и попечительства муниципалитетов этим никто не знанимается. А как это делают они, мы уже могли убедиться хотя бы на примере Азовского района. В этот попечительский совет могли бы войти представители областной администрации, курирующие социальную сферу, члены общественных организаций и сами выпускники детдомов. Надеемся, что губернатор области поддержит эту инициативу. Ведь речь идет не только об эффективности расходования бюджетных средств, но и о судьбах молодых людей, которые, вступая во взрослую жизнь, сталкиваются с обманом и равнодушием.

    Игорь Гуськов, министр образования Ростовской области:

    - Было время, когда финансовая ситуация не позволяла в полной мере обеспечивать право детей-сирот на получение жилья. Но за последние три года положение дел изменилось. Губернатор области поставил задачу обеспечить жильем всех очередников. В прошлом году для выпускников детских домов приобрели 180 квартир. В нынешнем на эти цели было выделено 308 миллионов рублей. За счет этих средств квартир будет куплено в два раза больше. В 2009 году мы планируем полностью ликвидировать очередь.

    К сожалению, когда на покупку жилья детям-сиротам пошло такое масштабное финансирование, оказалось, что не все муниципалитеты готовы эффективно осваивать эти средства. Случай, который произошел в Азовском районе, не единичный. Похожая ситуация возникла в Цимлянском районе. Я считаю, что виновные должны ответить по всей строгости.

    Справка "РГ"

    В Ростовской области действует "Порядок обеспечения жильем детей-сирот". Согласно этому документу, жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты, окончившие учебные заведения, а также находящиеся в учреждениях социального обслуживания, в приемной семье или детском доме семейного типа. Жилье по договору социального найма предоставляется также сиротам, отслужившим в армии или вернувшимся из мест лишения свободы. Основанием для предоставления жилья является заявление сироты или ходатайство органов опеки и попечительства на имя главы муниципального образования.

    Поделиться