Межсезонье оказалось не столь мертвым, как это случается обыкновенно в зените лета. Первый и другие каналы предъявили публике несколько новых проектов, как я понимаю, в порядке пробы. Мол, понравится - поставим на конвейер и к сердцу прижмем. Не очень - отправим на доработку. "Очень не" - к черту пошлем.
Не смешно!
Видимо, к черту послан "Гордон Кихот" сразу после первых двух выпусков. Хотя там был записан пакет передач. Мне уже пришлось писать об этой неудаче и объяснять ее причины.
На мой вкус, этот прокол принципиален, как никакой другой. Дело не только в претенциозном телеведущем Александре Гордоне. И даже не в его показной и надменной обреченности в борьбе с масс культом. Дело - в лицемерии самого ТВ.
Одна ситуация - когда рыцарь печального образа сражается с ветреными мельницами. Совсем другая - когда он бьется со своим зеркальным отражением. Я имею в виду не телеведущего, а телепередачу.
ТВ, которое молится на массовую аудиторию, бросает ей вызов? Это не смешно. И даже не абсурдно. Тем не менее на словах оно его "бросает".
Именно от руководителей телевидения недавно пришлось услышать, что ТВ за последние 15 лет попало в рабскую зависимость от наиболее косной части телеаудитории, стало заложником ее низкого вкуса, ее враждебности к новизне, к интеллигентности и к интеллектуальности. Что ТВ теряет наиболее продвинутую и активную ее часть. Что даже непродвинутые телезрители подустали от развлекательного ширпотреба типа "Танцев" (что на льду, что со звездами) и желтизны в документалистике. Что нужны "новая искренность" и "новая чувственность". Что они, начальники, сегодня оказались перед лицом новых исторических вызовов. Что пришло время экспериментов. И т.д. И т.п.
А что на деле? Какие эксперименты мы увидели на экране?
Новая искренность?
Начнем с Первого. По субботам в его эфире теперь идет шоу "Можешь? Спой!". Телеведущий - человек молодой, громогласный, поигрывая в руке ключами от новенькой машины, предлагает участникам выиграть ее. Для чего надо слово в слово воспроизвести тексты популярных российских шлягеров. Нетрудно заметить, что это такая модификация памятной программы Валдиса Пельша "Угадай мелодию". Ее перепев. Только там угадывали мелодию, здесь - бессмертные строчки. Шоу организовано на широкую постановочную ногу - большая студия, большая массовка, живой оркестр, вокальная группа... Для пущей значимости, что ли, в один из выпусков пригласили двух авторитетных телеведущих Бермана и Жиндарева. Им дали возможность помахать перед носом у игроков заветным "золотым ключиком", и на этом их миссия кончилась. Новое шоу динамично, технологично.
Действительно, с технической и профессиональной организацией у этой развлекательно-музыкальной передачи - полный порядок. Но какая же она и в самом деле ветхая по идее... А главное, как она антимузыкальна! Или то, что соискатели автомобиля не могут верно взять ни одной ноты, называется "новой искренностью"? Предположим.
Другим выражением ее стала программа "Давай поженимся", вполне себе прагматичная и даже тактичная, что не часто приходится видеть на нашем ТВ. В ней (как и в "Можешь? Спой!") даже есть похвальная попытка преодолеть зацикленность ТВ на "звездной тематике". Но все равно в этих "смотринах" потенциальных невест (как и в "смотринах" гипотетических женихов на телеканале "Россия" - "Как найти мужа?") есть что-то жалкое при всей радующей глаз технологичности зрелища. Сразу объяснить не могу: почему? Попытаюсь это сделать в ближайшем выпуске "Россий ской газеты - Неделя".
...Не очень понятен и внятен порыв все той же "искренности" в еще одной премьере Первого - ночном канале "Городские пижоны". В чем она? Где она?
В том, что в его рамках показываются импортные сериалы, которые являются своего рода перепевами все того же "Секса в большом городе"? (Тот, который сейчас движется в эфире по будням, называется "Любовницы").
Или в том, что в рамке экрана располагаются молодые люди необычного и непривычного вида и что-то пытаются изложить основополагающее с их точки зрения.
На эту "новую искренность" я могу ответить старой толерантностью. Я человек немолодой, но любопытствующий. Как не поздороваться с племенем молодым, незнакомым... Но то "племя", что сидит в рамочке экрана, отдаленно напоминающее тех, кого в прошлом веке называли "стилягами", неинтересно. Эти ребята какие-то недостоверные. Хочется повторить слоган из одного рекламного ролика: "Они не настоящие!" Хотя догадываюсь, что они живые.
Старая искренность. На новый лад?
Одни еще не настоящие. Другие уже не настоящие.
Телеканал "ТВ Центр" тоже вслед за Первым пошел на эксперимент. Он разместил в своем ночном эфире программу "Временно доступен". В принципе это формат "интервью". Не новость то, что в ней два интервьюера. В данном случае - Дмитрий Дибров и Иван Кононов. Новость в том, что Дибров не считает себя интервьюером. Он считает себя писателем.
О программе стоит поговорить отдельно после того, как она наберет темп, обрастет мускулатурой. Сейчас только позволю себе обратить внимание на режущую глаз претенциозность Диброва. За плечами этого известного "персонажа из телевизора" уже много было проектов, в том числе и провалившихся. И, как правило, по причине переоценки своих дарований - журналистских, пророческих, философских... Теперь, судя по интервью в последнем номере "РН", у него новая мания: он, Дибров, - писатель.
С другой стороны, что я так волнуюсь по поводу писательского статуса. Если Оксана Робски, Сергей Минаев, Ксения Собчак и Андрей Малахов - властители дум и инженеры человеческих душ, то почему в этом звании надо отказать Дмитрию Диброву?
Совсем с другой стороны: они не настоящие... Как писатели. Иногда кажется, что все прочие люди из телевизора, за редким исключением, - не настоящие. Как люди.
***
Вообще-то все летние премьеры нашего ТВ наводят на грустные мысли. Телеканалы, каждый со своими амбициями и претензиями, становятся все одинаковее и одинаковее. Самый амбициозный из них - Первый - пытается в каких-то разделах вещания, задрав штаны, бежать за молодежно-комсомольскими программами СТС и ТНТ.
В свою очередь успешные шоумены и резиденты "Комеди Клаб" соблазняются возможностями добыть всероссийскую славу и при первом удобном случае впрягаются в громоздкие проекты Первого и "России". В результате, за редким исключением, телезрители хлебают блюдо, приготовленное по рецепту: "Тех же щей, да пожиже налей".