06.08.2008 03:53
    Поделиться

    Виктор Шепелев: Электронные регистратуры позволят сократить очереди в поликлиниках

    Как попасть на прием к узкому специалисту? Почему обследования с использованием современной аппаратуры не всегда доступны? Как сделать расходование бюджетных средств в медицине более эффективным? О насущных проблемах в медицине и грядущих реформах отрасли на "Деловом завтраке" в южноуральском филиале "РГ" рассказал министр здравоохранения Челябинской области Виктор Шепелев.

    Глухой телефон

    Российская газета: Виктор Алексеевич, недавно наш минздрав взялся анализировать причины огромных больничных очередей. Успели выяснить, откуда они берутся?

    Виктор Шепелев: Мои преподаватели в медакадемии, когда я учился, давали такое шутливое "наставление" своим студентам: не стремитесь быть хорошим врачом!..

    РГ: Не может быть! Почему?

    Шепелев: Мы тоже спросили: почему? Объясняют: будете вы работать где-нибудь в районе, скажем, травматологом. На участке вас двое. Вы работаете хорошо, а ваш коллега, к примеру - спустя рукава. Естественно, что к вам выстроится очередь - все хотят лечиться у хорошего специалиста. А тот будет сидеть полдня без дела. Но когда ваш главный врач решит отправить кого-нибудь повышать квалификацию, кого он предпочтет отправить в Москву? Не вас - не может же он сорвать весь прием на участке! Учиться он отправит врача-лентяя. Так что возможность выбора пациентом своего лечащего врача - тоже одна из причин очередей.

    РГ: А если серьезно, в чем причина очередей?

    Шепелев: Причины очередей кроются в организационных проблемах. В сельской местности автобусы к районной больнице приходят из разных сел, но часто в одно время. Возникает дефицит специалистов, которые могут оказать помощь одновременно всем больным. Еще одна причина - отсутствие связи между фельдшерско-акушерскими пунктами и центральной районной больницей. Человек не может записаться на прием к специалисту через фельдшера и определить, в какое время его может принять врач. Другая причина очередей - отсутствие в большинстве поликлиник электронной базы данных своих пациентов, виртуальных регистратур, которые позволяют внести все данные больного в его талон и карточку нажатием одной кнопки. Не нужно каждый раз заново вводить всю информацию о пациенте - это сокращает время ожидания своей очереди. Мы убедились в этом на примере госпиталя ветеранов войн и горбольницы № 2 города Миасса, где начала работать эта система.

    РГ: Но медиков в принципе не хватает - не только когда автобус привозит к больнице половину жителей деревни...

    Шепелев: Дефицит кадров есть, но, на наш взгляд, временный. Штаты участковых терапевтов и педиатров укомплектованы на 95 процентов. Не хватает узких специалистов. Но, по нашим данным, до 30 процентов больных попадают к узким специалистам не по показаниям и могли бы лечиться у участкового терапевта - тогда потребность в консультациях узких врачей будет снижена.
    В ближайшее время мы будем перестраивать работу так, чтобы направление к узким врачам больной получал только после осмотра участкового врача или врача общей практики. Сегодня же не возбраняется обращение больного напрямую к любому доктору. Пока мы жестких мер не вводим, для этого нужно решение на федеральном уровне.

    Кстати, это ошибочное мнение, что врачей у нас стало меньше. За 20 лет "перестройки" количество медиков существенно не изменилось, изменился их средний возраст - они стали старше. А число жителей Челябинской области сократилось более чем на сто тысяч человек. Получается, что укомплектованность медиками на душу населения даже выросла.

    Если с пациента возьмут деньги за обследование, поликлиника будет обязана вернуть их ФОМСу

    РГ: До нас дозвонилась читательница Виктория Тимофеева из Челябинска: она говорит об огромных очередях на диагностические исследования. Ей нужно закрывать больничный лист, а назначенной процедуры УЗИ ждать еще две недели. Естественно, что она выбирает платный анализ. Как эту проблему можно решить?

    Шепелев: Проблема в том, что с появлением новых технологий, к примеру, компьютерной томографии, потребность в этих методах лечения увеличивается. Ресурсы ограничены - возникают очереди. Но они могут быть плановыми, сроки ожидания прописаны в территориальной программе: диагностику можно ждать не более 10 дней, плановую госпитализацию - не более месяца. Чтобы эти очереди уменьшить, мы планируем следующее. В третьем квартале нынешнего года внесем на рассмотрение правительства области положение об оказании платных услуг. Там будет четко указано, за что лечебное учреждение может брать деньги с пациента. А чтобы исключить поборы в больницах, принято решение - любое исследование в больницах, назначенное специалистом по медицинским показаниям, оплачивать из средств ФОМСа. На оплату параклинических услуг фонд в этом году должен направить 200 миллионов рублей. Теперь если деньги возьмут с пациента, ЛПУ будет обязано их вернуть. Мы задались целью максимально загрузить оборудование: если можно на томографе обследовать 30 человек в день, фонд ОМС будет оплачивать все 30 исследований. То же самое будет с процедурой УЗИ.

    Электронный пульс

    РГ: Вы привели в пример только две клиники, где начали работать электронные регистратуры. Как будет развиваться информатизация поликлиник на Южном Урале?

    Шепелев: В 2008 году на информатизацию планируем потратить 20 миллионов рублей из областного бюджета. Но мы настаиваем, чтобы в развитии этих технологий участвовал и муниципалитет: половину средств дает область, половину - местный бюджет. Около десятка территорий, например, Челябинск, Аргаяш, Варна, Магнитка, Миасс, уже согласились работать на таких условиях. Получилось, что на информатизацию в этом году мы потратим около 40 миллионов. На следующий год в бюджете области запланировано 10 миллионов рублей.

    РГ: В прошлом году прошел слух, что прогресс в медицине дойдет до того, что электрокардиограмму можно будет передавать по телефону…

    Шепелев: С дистанционной передачей электрокардиограммы работают сейчас Магнитогорск, Челябинск и ОКБ. Кардиограмма преобразуется в цифровой сигнал, который можно передать даже с помощью мобильного телефона на специальный пункт приема в больнице. Там находится квалифицированный специалист, который может быстро оценить большое количество переданных кардиограмм. Получается, что кардиологической бригаде уже не нужно выезжать по первому зову фельдшера или врача-терапевта. В ближайшие два-три года мы постараемся распространить эту систему на все муниципальные районы Челябинской области: мобильная связь есть везде, центры приема сигнала будут созданы на базе районных больниц. Думаю, что с помощью этой системы мы сможем увеличить выживаемость пациентов в острых случаях, таких как инфаркт миокарда.

    Экономия на койках

    РГ: Среди наших заинтересованных читателей есть и медики. Они говорят, что система здравоохранения нуждается в реформировании. В частности, нужно сокращать коечный фонд в несколько раз, из тысячи коек в больнице предлагают оставить только двести. Тогда, говорят, больным можно оказать реальную помощь, а не только ставить капельницы. Нужно ли идти на такой серьезный шаг?

    Шепелев: Мы завершаем работу над стратегическим планом реструктуризации системы здравоохранения Челябинской области, план рассчитан до 2020 года. Готовим его вместе с консультантами из Высшей школы экономики, осенью планируем вынести программу на рассмотрение правительства области. В этом плане предусмотрены рекомендации каждому муниципалитету.
    В крупных городах было бы разумно преобразовать некоторые лечебные учреждения в узкоспециализированные. Естественно, что в некоторых больницах мы будем сокращать избыточный коечный фонд, но чтобы освободившиеся площади не пустовали, на их месте будут стоять социальные койки. Будем создавать межрайонные центры медицинской помощи по образцу травматологических центров, которые сейчас заработали в городах области. Это особенно необходимо для сельских жителей - в деревнях невозможно оказать все виды помощи, но и всех жителей, как показывает практика, отправить в Челябинск невозможно.

    РГ: Это, вероятно, более рациональное использование ресурсов...

    Шепелев: Когда-то бывший министр здравоохранения Михаил Зурабов говорил, что средние сроки лечения в больнице должны быть в пределах пяти дней. Ему делали замечание: мол, такие вещи нужно говорить обдуманно... А мы сейчас как раз стремимся соответствовать этому рациональному требованию: высокотехнологичная помощь, действительно, должна оказываться в очень короткие сроки. Дорогостоящая койка в федеральном центре или областной больнице, где выполняется 18 видов дорогостоящих операций, должна быстро освобождаться. А пациент будет переводиться на так называемые реабилитационные койки, они более дешевы и предназначены для восстановления здоровья больного человека. Сейчас мы как раз отлаживаем взаимодействие между специалистами, которые оказывают высокотехнологичную помощь, и теми, кто будет заниматься реабилитацией.

    РГ: Наша медицина должна перейти на одноканальное финансирование: деньги в больницы будут поступать не из разных источников, а только через ФОМС. Это новшество тоже входит в ваш стратегический план?

    Шепелев: Эти изменения прописаны в концепции развития здравоохранения Челябинской области. Сегодня фонд ОМС оплачивает только пять статей: зарплату, начисления на нее, медикаменты, питание и мягкий инвентарь. Все остальные расходы учреждения здравоохранения оплачиваются из средств бюджета: коммунальные услуги, текущий ремонт, приобретение медицинского оборудования. Перейти на одноканальное финансирование, чтобы все статьи оплачивал фонд ОМС, у нас не было возможности: программа госгарантий была дефицитной. Сейчас территориальная программа обеспечивается в полном объеме, но перейти к одноканальному финансированию мы сможем только к 2010 году.

    РГ: Что это дает?

    Шепелев: Сейчас одна и та же медицинская услуга оплачивается из разных государственных источников. Часть средств в лечебно-профилактические учреждения поступает из фонда ОМС, часть - из бюджета. Наша задача, чтобы средства были сконцентрированы в фонде. Тогда одна и та же медицинская услуга будет оплачиваться из одного источника. Пока этого нет, мы не можем привлечь негосударственные организации здравоохранения к оказанию медицинской помощи за счет государственных денежных средств. Я считаю, что одноканальное финансирование - это путь к усилению конкуренции и повышению качества медицинских услуг в здравоохранении.

    Поделиться