Акции протеста, организованные боливийскими шахтерами, нарушили планы сразу трех президентов. Глава Боливии Эво Моралес не смог провести переговоры со своими коллегами из Венесуэлы и Аргентины Уго Чавесом и Кристиной Киршнер. Аэропорт, в котором должны были приземлиться высокие гости, оказался захвачен манифестантами.
Узнав о сложившейся ситуации, лидеры Венесуэлы и Аргентины решили не искушать судьбу. Их визит в Боливию был отменен по соображениям безопасности. "Мы с Эво оценили происходящее и решили не подливать бензина в огонь", - оправдывался Чавес. Но, несмотря на все старания венесуэльского лидера, "огонь" в Боливии разгорался все сильнее. Моралесу даже пришлось отказаться от поездки в административную столицу страны - город Сукре, где в честь национального Дня независимости он планировал выступить с обращением к народу.
Итогом противостояния шахтеров и полиции стали двое погибших и полсотни раненых. По сообщениям местных СМИ, манифестанты перекрыли шоссе, соединяющее административную столицу страны Ла-Пас и город Оруро. Попытки правоохранительных органов расчистить дорогу не ограничились применением дубинок и слезоточивого газа. В ход пошло огнестрельное оружие.
Непосредственным поводом для столь жестоких столкновений стало недовольство горняков действующим пенсионным законодательством. Шахтеры требовали повысить размер пенсии и снизить возраст выхода на заслуженный отдых до 55 лет. В противном случае они угрожали взорвать близлежащие мосты и устроить в Боливии, и без того весьма неблагополучной стране, полный транспортный коллапс.
Но на самом деле корни противостояния шахтеров и правительства лежат гораздо глубже. Боливийцы, работающие на горнодобывающую промышленность, недовольны политикой Моралеса, которая направлена на перераспределение их доходов в пользу бедных, сельскохозяйственных регионов. Страна оказалась расколотой на две части: на преданных сторонников президента, среди которых большинство составляют малоимущие индейцы, и его ярых противников - выходцев из богатых провинций.
Дошло до того, что губернаторы наиболее развитых регионов Боливии вопреки запрету центрального правительства провели в своих "вотчинах" референдумы по определению статуса. В результате участники голосования подавляющим большинством высказались за предоставление этим провинциям более широкой автономии, поставив под угрозу целостность страны.
В ответ на "самоуправство" Моралес решил организовать собственный общенациональный референдум. В ходе него гражданам Боливии предстоит определить, доверяют ли они самому главе государства, вице-президенту Альваро Гарсиа Линере и руководителям "мятежных" провинций. Голосование намечено на ближайшее воскресенье, однако оппозиция всячески пытается его сорвать.
Дело в том, что львиную долю населения Боливии составляют как раз малоимущие индейцы - сторонники Моралеса. И если вопрос о доверии ему и губернаторам будет решаться простым большинством голосов, как того требуют центральные власти, то президент не только сохранит свой пост, но и получит возможность отправить в отставку непослушных руководителей регионов. Такой расклад оппозиционеры считают несправедливым. Поэтому в ближайшие дни обстановка в Боливии будет только накаляться.