В том, что споры об отношениях с Россией, которые ведут кандидаты в президенты США Джон Маккейн и Барак Обама, становятся достоянием публики, виновата сама Россия. Такое парадоксальное мнение высказал американский политолог, специалист по нашей стране Николай Злобин.
Оказывается, именно Москва своей негативной реакцией способствует "пиару республиканского кандидата и его антироссийских взглядов". Речь идет о таких предложениях Маккейна, как создать "Лигу демократий", призванную заменить ООН, и исключить Россию из "большой восьмерки". Иными словами, если бы наша страна вела себя понезаметней, по-страусиному и просто бы закрыла глаза на выступления кандидата от правящей партии, то все улеглось со временем само собой. К чему приведет политика ублажения Америки, по мнению американских экспертов, очевидно: с Москвой согласятся разговаривать на интересующие Вашингтон темы.
Впрочем, их список, если верить другому претенденту на Белый дом, от демократов весьма узок. Раз, два и обчелся. По мнению Обамы, с нашей страной есть смысл обсуждать предложения о начале переговоров по поводу глобального уничтожения ядерного оружия и постепенного перехода к безъядерному миру. И можно поговорить о борьбе с терроризмом. Вот, пожалуй, и все. Об остальном говорить с Россией неинтересно.
На фоне идей, высказанных республиканским кандидатом, демократ Обама выглядит по-настоящему политически щедрым политиком. Он, как добрый полицейский из американских фильмов, еще готов вести ограниченный диалог с Москвой. В то время, как его республиканский напарник, согласно отведенной роли, лишь угрожает и стучит кулаком по столу.
В том, что мнимый интерес к России не более чем часть избирательной кампании обоих кандидатов, которым в принципе приходится хоть что-то говорить по поводу нашей страны, не вызывает сомнений. При этом и Обама, и Маккейн выступать должны так, чтобы их речи попали в сводки новостей и были замечены американскими СМИ. В ситуации, когда согласно социологическим опросам местная пресса уделяет новостям из России меньше места, чем информации, например, с Кубы, только по-настоящему скандальные заявления способны привлечь внимание избалованного новостями избирателя.
Однако логика и тональность этих выступлений остается общей: Белый дом сам будет решать, что стоит обсуждать с Москвой. Причем Вашингтон рассматривается кандидатами в президенты США едва ли не как благодетель, который одним фактом своего внимания к России увеличивает ее внешнеполитический багаж. И уже за это наша страна должна быть американцам благодарна.
Вообще же тема глобальной благодарности, которую следует испытывать Москве, становится доминирующей в выступлениях американских политиков. При этом их особенно возмущает, что никакой особой признательности Россия не высказывает. И даже, напротив, строит внешнюю политику исходя из собственных, а не американских представлений о мироустройстве.
Во вторник стало известно, что в США будет сформирована двухпартийная комиссия, которой предстоит подготовить доклад для нового президента об отношениях с Москвой. В состав новой структуры войдут политики, дипломаты и эксперты, имеющие отношение к формированию внешнеполитических взглядов Обамы и Маккейна. В ноябре представители комиссии якобы посетят Москву. Видимо, советники кандидатов на высший государственный пост все же поняли, что взгляд из Вашингтона, каким бы проницательным и все объемлющим он ни был, требует привязки, так сказать, на местности. Чем, видимо, и займется комиссия, если, конечно, доберется до российской столицы.
Почему вопрос об исторической благодарности со стороны Москвы так возбудил вашингтонских истеблишмент? Причиной всему стала "утечка" из российского внешнеполитического ведомства. В частности, источник в МИДе предупредил, что Москва "может в перспективе дойти до момента, когда позволит себе перестать вести обсуждение по существу только тех вопросов, которые интересуют американцев". После чего и Россию, и США "ничего не будет связывать, и каждая страна будет в свободном плавании".
Эти заявления, которые, по сути, подвергают сомнению некогда существовавшие планы Белого дома в одиночку руководить миром, делегируя отдельные полномочия своим сателлитам, были восприняты в Вашингтоне как антиамериканские. Местные эксперты немедленно заговорили о том, что так "стратегические партнеры" в лице России не поступают. Но при этом забыли, что партнерство означает равноправие участников переговоров. В стратегическом партнерстве не бывает старших и младших, ведущих и ведомых. И Москва лишь заговорила о том, что создание положительной повестки в отношениях с США требует усилий с двух сторон. И не может превращаться в улицу с односторонним движением. Наша страна не желает вражды с Америкой, но стремится, чтобы в США ее интересы воспринимались серьезно. Называть такую позицию "анти американской" могут лишь люди, которые отвыкли вести с кем бы то ни было равноправный диалог.
На днях госсекретарь Кондолиза Райс распространила заявление, которое можно назвать ее политическим завещанием обоим кандидатам в президенты США и которое отчасти объясняет им российскую позицию. "Было бы ошибкой исходить из того, что немедленные или тактические интересы демократических государств всегда идентичны, - утверждала глава внешнеполитического ведомства. - При совпадении стратегических задач демократические государства могут иметь различные точки зрения на тактику осуществления этих целей". Только вот услышат ли размышления Райс новые хозяева Белого дома? Или продолжат требовать от Москвы благодарности, закрывая глаза на то, что своими действиями загоняют Америку в круг глобального риска.