Приморцы самовольно захватывают пустующее жилье

Порой проходят годы, прежде чем законным владельцам удается отвоевать обратно свою жилплощадь.

Между двух огней

В поселке Барановском в двухкомнатной квартире проживала семья военнослужащего. Жилплощадь принадлежала воинской части, но супруги были в ней прописаны. И все бы ничего, если бы мужчина трагически не погиб. После его смерти 45-летняя вдова уехала из города и отсутствовала три года. А когда вернулась, то обнаружила новые замки в двери и новых жильцов. Оказалось, что, пока женщина отсутствовала, руководство части распорядилось жилплощадью по своему усмотрению и вселило в квартиру других людей.

Новым жильцам, честно говоря, не позавидуешь, ведь они невольно оказались между двух огней. С одной стороны, вдова требует вернуть ей законные "квадраты", с другой - военное начальство заставляет сидеть на месте: мол, квартира наша, никто вас не тронет. Нервотрепка длилась несколько месяцев, пока шел суд. Но как ни пыталась воинская часть отстоять свою правоту, судья принял сторону вдовы, и новоселам пришлось съехать.

Ежегодно в отдел судебных приставов по Уссурийскому городскому округу управления Федеральной службы судебных приставов поступает в среднем около 50 исполнительных листов о принудительном выселении незаконно занявших чужие "квадраты" людей. Большинство добровольно подчиняются решению суда и покидают насиженное место, но есть и такие, которые выходят на тропу войны. Только за последнее время приставы выселили около десяти таких захватчиков…

Так, воспользовавшись служебным положением, муниципальную квартиру занял не имеющий на нее никаких прав прапорщик милиции, и в течение полутора лет отказывался освободить помещение. Мужчина, хоть и работает правоохранительных органах, но идет наперекор закону, обещая судебным приставам съехать в ближайшее время. Увы, слова он не держит. Несколько лет назад сгорел частный дом, в котором проживал прапорщик со своей семьей. Вволю намыкавшись по съемным квартирам, милиционер решился на аферу, приметив на своем участке пустующее жилье. Удивительно, но прапорщику удалось так ловко обставить дело, что никто ничего не заподозрил. А погубила его жадность. Он перестал платить по коммунальным счетам. Тогда-то "пустой" квартирой и заинтересовались… Пришлось милиционеру освободить помещение.

Телевизор в окно

Нередко, завидев на пороге государевых людей, неуравновешенные жильцы выбрасывают в окна телевизоры и другую бытовую технику, набрасываются на приставов с кулаками, спускают собак. Одна ответчица запустила в женщину-пристава видеомагнитофоном, другая залезла на подоконник и грозилась выпрыгнуть в окно, если ее не оставят в покое.

Однако все это цветочки по сравнению с тем, что устроила приставам мать двоих детей пяти и семи лет. Женщина жила в Северном городке вместе с родителями, пока соседка по площадке не переехала в другой город. Свято место пусто не бывает. Через несколько дней 25-летняя мать семейства перебралась в пустующую комнату, выдав себя за родственницу бывшей квартиросъемщицы. Все так и думали, ведь соседка сама отдала девушке ключи от квартиры и даже оставила мебель и всякую хозяйственную мелочь.

Впрочем, истинная причина непонятного благородства выяснилась довольно быстро. Оказалось, что съехавшая женщина не являлась хозяйкой жилплощади. А квартира, как и в первом случае, была ведомственная. Воинская часть, которой принадлежало помещение, сначала попыталась решить проблему мирным путем, но встретила, мягко говоря, непонимание со стороны захватчицы. Военные судились с ней больше года и добились-таки решения в свою пользу. Только заставить девушку съехать оказалось не так-то просто. Она сменила замки, забаррикадировала дверь и стала держать оборону. Делать нечего, приставам пришлось пойти на крайние меры - применить силу.

Поняв, что на этот раз так просто не отвертеться, мать семейства пустила в ход тяжелую артиллерию: окатила судебных приставов, представителей истца и понятых кипятком, разбила окна, а потом учинила драку. Когда ее все-таки выпроводили обратно к родителям, девушка принялась строчить жалобы. В общей сложности она написала несколько десятков писем во всевозможные инстанции, в которых обвиняла приставов в краже ее вещей и денег. Конфликтом пришлось в течение года заниматься прокуратуре…

 

Комментарий

Светлана Романова, заведующая конторой адвокатов Уссурийска:

- Если ваше жилье захватил чужак, отказывающийся освободить его добровольно, выход один - судебное разбирательство. В моей практике было несколько весьма необычных гражданских исков. Например, владельцы жилья уехали в отпуск, а когда возвратились, выяснилось, что во время их отсутствия в квартире прописали постороннего человека. Представляете удивление этих людей при виде квитанции об оплате коммунальных услуг, в которой значилось на одного жильца больше!

Еще пример - иногда жилищные аферы длятся годами, но собственники ничего не подозревают. В платежке лишняя "душа" не указывается. Но стоит владельцам решить продать или обменять квартиру, как выясняется, что одного их желания недостаточно. Нужно еще спросить мнения по этому поводу и у "третьего лишнего".

Гражданско-процессуальный кодекс РФ предусматривает такой вариант. В частности, в статье 50 говорится, что в качестве представителя несуществующего ответчика можно привлечь адвоката. Для этого нужно получить подтверждение у почтальона и участкового, что "мертвая душа" по указанному адресу не проживает, а только числится, и что местонахождения ответчика неизвестно. Тогда в качестве его представителя государство назначает адвоката, и если все законно, суд выносит решение выписать "мертвую душу" из квартиры. Через десять дней после решения владельцы жилья могут вздохнуть спокойно.