06.08.2008 23:50
    Поделиться

    Степан Ощепков: К сожалению, наши гребцы сегодня не так сильны, как раньше

    Единственный в Приморье олимпийский чемпион Степан Ощепков едет в Пекин поддержать российских гребцов.

    Накануне отъезда в столицу Поднебесной именитый спортсмен, на счету которого первое российское олимпийское золото в гребле на каноэ, встретился с корреспондентом "РГ".

    Что мешает побеждать

    Российская газета: Степан Михайлович, какие, на ваш взгляд, шансы у наших гребцов в Пекине?

    Степан Ощепков: Основные наши соперники - американцы и китайцы. Мой прогноз: мы будем делить третье-четвертое места с немцами. К сожалению, наши гребцы сегодня не так сильны, как раньше…

    РГ: Что мешает нам выигрывать золото как раньше?

    Ощепков: Сказывается отсутствие спортивного резерва. Залог успеха - тренировки. Чем усерднее спортсмен, тем большего он добьется. Деньги, конечно, необходимы для создания технической базы, но они не могут дать здоровье, мастерство, талант. Очень важна и работа тренера.

    Но что мы имеем сегодня? Если раньше греблей увлекались половина молодых жителей Владивостока, то теперь в краевом центре - единственная детско-юношеская спортивная школа.

    Хотя, несмотря ни на что, наши юноши все же умудряются достигать неплохих результатов. За последнее время были победы на гонках в Шанхае, в Праге…Но во взрослой команде перспективных спортсменов я не вижу. Вот и талантливый приморский спортсмен Иван Штыль специализируется на коротких дистанциях до 200 метров, а все олимпийские маршруты начинаются с 500. Как это ни горько, гребля у нас превратилась в самый отстающий вид спорта. Но впереди Олимпиада - будем надеяться на лучшее. Если нашим спортсменам удастся заявить о себе, то у этого вида спорта появятся перспективы.

    Встречали как героев

    РГ: Как начиналась ваша спортивная карьера?

    Ощепков: В спорт я попал случайно: товарищ позвал прокатиться на байдарке - понравилось. Тогда, в начале 50-х, и предположить не мог, что гребля станет делом всей моей жизни. Между тем тогда гребля на каноэ только зарождалась и потому была интересна вдвойне. Сначала были всесоюзные соревнования, затем первая заграничная поездка на международный фестиваль молодежи в Варшаве. В 1956 году впервые поехал на Олимпиаду в Мельбурн. К своим первым Играм мы долго готовились, тренировались в Румынии, Москве, Ташкенте, Дели, Сингапуре, Дарвине. Скажу без ложной скромности: тогда мы были самые сильные, но тренер выбрал неудачную лодку, ее обошли, а мы заняли второе место. Во Владивосток возвращались три недели теплоходом из Мельбурна. Уже на подходе к родным берегам мы попали в десятибальный шторм. Но все переживания компенсировала встреча в Находке - все суда, стоящие на рейде, при нашем появлении начали гудеть. А во Владивостоке в честь нашей сборной устроили митинг. Собрался весь город, нас поздравляли, дарили цветы. Мы чувствовали себя настоящими героями…

    РГ: Но олимпийское золото удалось завоевать только спустя восемь лет в Токио…

    Ощепков: Тогда соревновались в местечке Сагамика. По результатам предфинальных заездов фаворитами считались команды Румынии, Германии и Болгарии. Но на старте все три лодки сразу отстали. Основная борьба развернулась между нами, французами и датчанами. На финише мы выложились полностью и очень убедительно выиграли.

    До сих пор помню, какое это было счастье - стоять на пьедестале… Как распирала гордость за страну… Как еле сдерживал слезы, когда зазвучал наш гимн…

    Медали не считал

    РГ: Как сложилась ваша спортивная карьера в дальнейшем?

    Ощепков: Я решил уходить из большого спорта перед Олимпиадой в Мексике 1968 года. Понял, что уже нет прежних сил и задора, значит, пора переходить на тренерскую работу. Был директором ДЮСШ общества "Труд", пять лет тренировал сборную Польши. Вернувшись во Владивосток, работал со взрослой командой. В то время гребля была у нас на очень высоком уровне. На соревнованиях, когда узнавали, что мы из Владивостока, качали головами и говорили, что им не повезло. Даже в полуфинале не хотели с нами встречаться...

    РГ: Какие соревнования вам запомнились больше всего?

    Ощепков: У каждой олимпиады свой характер - политический, спортивный, бытовой. Все зависит от политической обстановки в стране и в мире. Могу это уверенно сказать, потому что был на соревнованиях и в качестве спортсмена, и в качестве тренера. В 1988 году я ездил на Олимпиаду в Сеул как тренер-координатор, в качестве туриста я был на Олимпиаде в Афинах в 2004 году, посмотрел сооружения, встретился с интересными людьми.

    РГ: Сколько в вашей коллекции наград?

    Ощепков: Грех жаловаться - моя спортивная карьера сложилась успешно. Позади много побед, а вот посчитать медали все никак не соберусь. Да и потускнели они от времени, ведь были сделаны из сплава, даже олимпийские золотые. Это только в СССР медали были из чистого золота, так они до сих пор блестят…

    Справка "РГ"

    Заслуженному мастеру спорта Степану Ощепкову 74 года. Он - участник ХVI Олимпийских игр в Мельбурне, чемпион ХVIII Олимпийских игр в Токио, чемпион мира 1958 года в Чехословакии, трехкратный чемпион Европы, шестикратный чемпион СССР, восьмикратный чемпион России по гребле на каноэ.

    Сегодня Степан Михайлович работает ведущим специалистом комитета по физической культуре и спорту администрации Приморского края. 

    История

    За долгую спортивную карьеру Степан Ощепков побывал на многих олимпиадах. Присутствовал спортсмен и на Играх в Мюнхене 1972 года. Десятый день соревнований был омрачен страшной трагедией. Банда боевиков палестинской террористической организации "Черный сентябрь" проникла в Олимпийскую деревню и захватила заложников из сборной Израиля.

    - Обстановка была очень напряженная. Все спортсмены находились в страшном напряжении, - вспоминает Степан Михайлович. - Мы знали, что между террористами и мюнхенской полицией долго шли переговоры, затем власти попытались освободить заложников. Операция завершилась трагически: во время перестрелки погибли 17 человек - 11 израильтян, пять террористов и полицейский. Это ужасное событие потрясло весь мир. На Играх был объявлен траур, соревнования прервали на один день. Помню, перед моим окном в гостинице приземлился вертолет и в открытую дверь под конвоем ввели задержанных террористов. Когда страсти улеглись, в память о погибших все команды прошли траурным маршем по стадиону.

    Поделиться