Более 1700 домов из 13 тысяч, попавших в городскую программу капремонта жилищного фонда Москвы до 2014 года, должно быть приведено в порядок уже к концу текущего года.
Такого размаха работ столица еще не видела. Но вместо слов благодарности, которые, казалось бы, должны испытывать горожане, лишь нарастает количество жалоб.
В чем же дело? Кто виноват, что ремонт набирает темпы, что называется, с большим скрипом? С этих вопросов начался "деловой завтрак" в "РГ" с руководителем департамента капитального ремонта жилищного фонда города Москвы Артуром Кескиновым.
В информационной блокаде
Российская газета: Артур Львович! Давно ли москвичи жаловались на то, что крыша в доме течет или подвал постоянно заливает, а ДЕЗ на их крики о помощи не реагирует. Теперь город по собственной инициативе готов все починить, а люди опять жалуются, теперь уже на ремонтников. Да вы и сами недавно привели на пресс-конференции цифру: с начала года в департамент поступило более 500 обращений москвичей...
Артур Кескинов: Давайте посмотрим, много это или мало - 500? В 1700 домах, в которых идет ремонт, проживают примерно 900 тысяч человек. Следовательно, на долю тех, кто жалуется, приходится менее 0,1 процента... Но в любом случае я согласен с тем, что за любым обращением стоит человек и пишет он не от хорошей жизни. В чем наш главный просчет, допущенный в начале этой работы? В информационном провале. Как показал анализ, 65 процентов обращений вызвано просто недостатком информации. Люди не знают, включен ли их дом в план капремонта и где об этом точно узнать, когда он начнется и когда закончится, что в ходе его сделают, а на что не стоит и рассчитывать. Неизвестность порождает слухи и лишнюю нервозность.
В Мосжилинспекции открылась "горячая линия" с четырьмя телефонами, но сейчас очевидно, что этого недостаточно. До середины августа планируем открыть свою круглосуточно действующую "горячую линию". Не сделали этого до сих пор по единственной причине: департамент создан недавно и мы пока только осваиваемся в новом здании. Разместимся - откроем еще и информационный портал. Таким образом, попытаемся создать единую электронную базу жалоб, чтобы ни один сигнал, куда бы он ни поступил, не затерялся в чиновничьем равнодушии.
РГ: И как же в идеале должно быть поставлено информирование жителей?
Кескинов: Не позднее чем за две недели до начала ремонта фирма-заказчик обязана собрать жильцов на собрание, в ходе которого ознакомить их с техническим заключением о состоянии дома, полученным ею вместе с горзаказом на ремонт. В нем указан перечень предстоящих работ. Изучив его, правление ЖСК или инициативная группа жителей домов должны подписать регламент открытия объекта. Лишь после этого начнется финансирование капремонта.
РГ: Почему же жильцы не знают элементарного?
Кескинов: Да потому, что установленный порядок часто нарушается. Например, у каждого подъезда на информационном стенде должен быть вывешен график предстоящих работ с указанием сроков, согласованных с хозяевами, когда рабочие войдут в каждую квартиру. Как убедилась жилинспекция, недавно проверившая Северный административный округ, это тоже сплошь и рядом не соблюдается. Мы сейчас делаем все, чтобы изменить ситуацию. Но очень нужна помощь самих москвичей. Хотелось бы, чтобы в каждом доме появилась инициативная группа, чтобы собственники заняли активную позицию и взяли проведение капитального ремонта под свой контроль. Это ведь их дом, и им должно быть не безразлично, каким он выйдет из этого ремонта.
РГ: А если плохо отремонтируют, что могут сделать жильцы?
Кескинов: Не подписать акт приемки дома. Без этого фирме не оплатят выполненные ею работы.
Цветочки под микроскопом
РГ: Недавно ТВ показало сюжет: так называемые ремонтники в одном доме срезали сантехнику, трубы и ушли. На три недели. А люди остались без воды и коммуникаций... Как такое вообще возможно? Как такие фирмы могли получить госзаказ?
Кескинов: Я проверял этот случай. Выяснилось, что данная организация выиграла подряд на ремонт 32 домов. И на 17 из них у них идут скандалы. Госзаказ она выиграла на аукционе. 94-й Федеральный закон назвал два главных критерия, по которым определяются победители в ходе торгов: цены и сроки. Это на руку фирмам-однодневкам. Они заведомо занижают расценки и выигрывают. Одну из таких фирм я сейчас как раз отлавливаю: получив заказ на 240 миллионов рублей, она теперь бегает по городу, пытаясь его выгодно перепродать.
РГ: И много таких ремонтников рвется в наши дома?
Кескинов: Вроде и не так много - процентов 5-7 из 300 организаций, занятых на капремонте в целом по городу. Но разве москвичам, ставшим их жертвами, от этого легче? Лично я каждый такой факт расцениваю как рейдерство и мошенничество. Решено, что по каждому случаю правительство Москвы будет немедленно обращаться в правоохранительные органы. Причем доводить информацию не просто о фирмах, которые сегодня называются "Лютик", а завтра "Ландыш". Будем сообщать имена их владельцев и руководителей - пусть отвечают по закону за свои деяния. Дело в том, что если адекватно не отреагировать на нынешнюю, подчеркиваю, чрезвычайно опасную ситуацию, то запах больших денег, выделенных Москвой на капремонт, будет каждый день привлекать все больше и больше желающих отпилить от них кусочек.
Хватит отапливать улицу
РГ: Ну и самое главное. Что входит в понятие капремонта? На какие именно виды работ могут рассчитывать москвичи?
Кескинов: Как правило, ремонтируется кровля, меняются стояки холодного и горячего водоснабжения, электропроводка до квартиры, приводятся в порядок подъезд и подвал. А недавно мэр поставил еще одну цель: во время капитального ремонта на 30-40 процентов снизить теплопотери во всем столичном жилье, попавшем в эту программу. Поэтому в домах, в которых теплозащита не соответствует нормативам, предусмотрено утепление наружных стен с помощью установки новых фасадов. Кроме того, в них будут застеклены балконы и лоджии. А еще в каждом доме поставят узел управления - для автоматического регулирования подачи тепла и давления в водопроводных трубах. "Хватит отапливать улицу!" - сказал на недавнем заседании правительства Лужков.
РГ: А если жилец хочет вообще отказаться от капремонта?
Кескинов: Пожалуйста! Нет проблем! Но если потом в этой квартире лопнут трубы и соседей зальет, выплачивать за нанесенный ущерб придется ее хозяину, так как страховая компания поинтересуется у ДЕЗа, кто виноват в плохом состоянии инженерных коммуникаций.
Все включено
РГ: Челябинцам, например, уже пришли дополнительные счета за капремонт. Отремонтировали, скажем, в доме лифт - плати 2,5 тысячи рублей с семьи...
Кескинов: Как известно, Москва отказалась от 8 миллиардов рублей, которые могла получить на проведение капремонта из Федерального фонда содействия реформированию ЖКХ. Ремонт будет осуществляться полностью за счет городского бюджета. Так что москвичам не придется раскошеливаться.
Юрий Лужков,
мэр Москвы:
- Нынешний капремонт - это просто возвращение людям долгов, накопившихся со времен советской власти. Они в течение многих десятилетий платили по 2 процента от стоимости квартплаты специально на капитальный ремонт своего дома. И не их вина, а государства в том, что он так и не был сделан. Вот почему данная программа имеет просто колоссальное социальное значение.
Только цифры
29 млн рублей в среднем тратится на ремонт одноподъездной панельной двенадцатиэтажки. Если поделить на количество квартир, то получается, что на одну квартиру в среднем приходится около полумиллиона рублей.
У вас проблемы с капремонтом? Звоните по "горячей линии" Мосжилинспекции:
(495) 681-77-80, 681-21-45, 681-20-54