Новости

07.08.2008 04:00
Рубрика: Экономика

Рыбное место

Государство будет дотировать рыбакам часть затрат на солярку

Заседание двух комитетов Совета Федерации - по природным ресурсам и охране окружающей среды и по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу - прошло в 8 тысячах километров от столицы: на Камчатке.

12 сенаторов двух профильных "рыбных" комитетов во главе с главой верхней палаты Сергеем Мироновым преодолели 9 часовых поясов для того, чтобы на месте оценить проблемы и потребности рыбной отрасли. Из примерно 3,5 миллиона тонн рыбы и морских деликатесов, добываемых за год в России, две трети дает Дальний Восток. Именно дает: из-за относительной малочисленности региона большая часть выловленных биоресурсов уходит в населенные европейские регионы страны. Так что фактически от того, как обстоят дела у рыбаков-дальневосточников, зависит наш рыбный стол.

А дела обстоят неважно. И хотя за последние два года рыбаки на Камчатке переживают состояние, которое сами определяют осторожным термином "некоторое оживление", перспективы неочевидны. Присутствующий на заседании руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний назвал ситуацию "системным кризисом". Новые правовые нормы и поправки в законодательство, без которых невозможно наведение порядка в отрасли, проходят тяжело. По оценке Крайнего, оборот теневой рыбной экономики составляет около 2 миллиардов долларов, что позволяет лоббистам от рыбной мафии растягивать на годы изменения в законодательстве. Например, положение об обязательном оформлении уловов на российской таможенной территории пробивалось без малого 8 лет.

При этом налицо рыбный парадокс. Согласно популярному стереотипу, рыбные ресурсы во многом исчерпаны. Это не соответствует действительности. На совещании прозвучал интересный факт: в то время, когда запасы некоторых видов биоресурсов испытывают критическую промысловую нагрузку, другие - сельдь, сайра, кальмары и пр. - просто не вылавливаются даже в разрешенных объемах. А в целом, на Дальнем Востоке осваивается только процентов 60-70 от установленных наукой допустимых уловов.

Почему? Причин много, но самая актуальная - беспрецедентно высокие цены на горючее. Цена тонны дизельного топлива составляет 31-33 тысячи рублей и в себестоимости улова топливная составляющая превышает 50 процентов.

При таком раскладе вылов даже морских деликатесов находится на пределе рентабельности. Доходит до абсурда - при таком раскладе тонна рыбы скоро станет дешевле тонны солярки. Рыбаки говорят, что уже сегодня, например, камбалу ловить невыгодно. За последние десять лет дизтопливо для рыбаков стало дороже в 10 раз, в то время как рыба на прилавках дорожает куда медленнее.

Кстати, в магазине старейшего рыбколхоза имени Ленина, который посетил Сергей Миронов, цены приятно порадовали глаз: камбала - от 34 до 40 рублей за кило, горбуша - 55, тушка кальмара - 70, филе минтая - 90 руб. При этом не стоит забывать, что Петропавловск-Камчатский - дорогой северный город, где цены просто шокируют жителя средней полосы. Конечно, и доходы здесь выше среднего.

И хотя средний заработок в рыбной отрасли превышает 40 тысяч рублей, но на берегу врач и учитель получают по 14-17 тысяч. А затраты на коммуналку - запредельные.

Выход один: дотировать рыбакам часть затрат на горючее.

К слову, космические цены на горючее дали еще один эффект: уже выросло целое поколение камчадалов, которые никогда в жизни не видели трамвая и поезда. Да что там трамвая - они не видели большой земли. Ведь билет в Москву стоит 40-50 тысяч рублей. Причем, 50 тысяч - это не тариф бизнес-класса, как может показаться. Билеты могут отличаться в полтора раза и делятся на дешевые и дорогие по каким-то необъяснимым причинам. А полет бизнес-классом стоит от 80 тысяч. Такое удовольствие не по карману и многим обеспеченным гражданам.

Ситуация, при которой нескольких сот тысяч россиян видят Родину за пределами своего полуострова исключительно по телевизору, не просто ненормальна. Это одновременно и экономическая, и политическая проблема. Соответственно, и решать ее решено политико-экономическими методами. О которых председатель СФ высказался в своем стиле - максимально откровенно:

- Государство должно предоставить льготы и преференции камчадалам, - сказал Сергей Миронов. - И не надо бояться такой формулировки: мы обязаны платить людям за то, что они здесь живут, в этих суровых условиях.

Заметим, что подобная постановка вопроса не имеет ничего общего с благотворительностью. Скорее, наоборот, речь идет о весьма прагматичном расчете. Суть которого спикер раскрыл на базе эскадры атомных подводных крейсеров под Петропавловском-Камчатским.

- В океане и, в частности, на шельфе в ХХI веке столкнутся интересы всех без исключения мировых держав, - подчеркнул Миронов. - Не только экономические, но и политические. Так что значение этого региона трудно переоценить. Крейсера, которые вы видите за моей спиной, - это щит. Чтобы ни у кого не возникло никаких искушений относительно российской земли.

Сергей Миронов после посещения субмарины "Петропавловск-Камчатский" еще не успел переодеться и общался с журналистами в обстановке, максимально приближенной к боевой: прямо на пирсе, в форме офицера-подводника. А стальные громадины атомоходов делали сцену не только колоритной, но и весьма убедительной. Кстати, подводных крейсеров на этой базе скоро станет больше. Спикер пообещал, что эскадра получит современные подводные ракетоносцы класса "Борей". И дал понять, что уже пора подумать о строительстве авианосцев.

Ресурсы, включая рыбу, надо защищать.

Экономика Товары и цены Экономика Транспорт Водный транспорт Филиалы РГ Дальний Восток Правительство Минсельхоз Росрыболовство ДФО Камчатский край Реформа рыбной отрасли