Первым российским олимпийским чемпионом стал фигурист Николай Панин

Мало кто верит, однако первым российским чемпионом летних Олимпийских игр стал фигурист. Николай Панин-Коломенкин выиграл золотую медаль ровно 100 лет назад на Играх в Лондоне-1908.

Шестеро россиян отправились в столицу Англии на свой страх и риск. Авантюра обернулась успехом: Николай Орлов и Алексей Петров завоевали серебряные медали в борьбе, а Панин победил в фигурном катании. Тогда в программу Игр IV Олимпиады в Лондоне был впервые включен сугубо не летний вид спорта, и наш фигурист филигранно вычертил на льду так называемые специальные фигуры. Как тогда и требовалось, Панин еще до Олимпиады прислал судьям рисунки фигур, которые он собирался вычерчивать на льду. Они были настолько сложны, что многие арбитры не поверили, что такое возможно. А вот семикратный чемпион мира швед Сальхов поверил и от участия в этом соревновании отказался.

Мини-сборная вернулась в Россию триумфатором. И вот здесь-то начались для Панина огромные неприятности. Начальство на полном серьезе и вполне официально обвинило его в нарушении служебного кодекса поведения. Согласно глупейшей инструкции правительственным чиновникам было категорически запрещено участвовать в публичных спортивных состязаниях. И финансовый инспектор Николай Коломенкин, курирующий важнейший Царскосельский район под Санкт-Петербургом, годами дурил голову начальникам, выступая в турнирах под псевдонимом Панин. Пять раз он становился сильнейшим в России фигуристом, а еще он очень метко стрелял, подтверждение чему - 23 чемпионских титула в стрельбе из пистолета и 11 из боевого револьвера.

В Лондоне, признаем откровенно, он выиграл легко. В отчете Олимпийского комитета так и писалось: "Панин превзошел соперников как в сложности вычерченных на льде фигур, так и в легкости, с которой они исполнялись". После выступления Панина на льду, по отзывам современников, оставались целые серии безупречных чертежей, исполненных с математической точностью. И математика здесь даже очень при чем: уроженец села Хреновое Бобровского уезда Воронежской губернии Николай Александрович Коломенкин с блеском завершил учебу на отделении естественных наук физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Кстати, был он чуть ли не полиглотом: в совершенстве владел английским, французским и немецким, говорил по-шведски и по-фински.

Но после победы в Лондоне олимпийский чемпион все же закончил с фигурным катанием, перестал посещать любимый спортивный кружок "Яхт-клуб" и на льду не выступал. А что было делать, если первому русскому олимпионику пригрозили отправкой в далекую Сибирь. Пришлось сдаться.

Зато в 1910 году он опубликовал первый в мире учебник по фигурному катанию, над которым работал пять лет. В нем - и теория, и практика, а книга превратилась в своеобразную хрестоматию. Вы удивитесь, но многие тренеры до сих пор пользуются панинским пособием, втолковывая ученикам основы фигурного катания. Международный союз конькобежцев (ИСУ) признал книгу в качестве официального учебника и наградил автора золотой медалью. Вот уж действительно человек опередил время. В 1914-м Панин-Коломенкин был арбитром чемпионата мира по фигурному катанию в Стокгольме.

А до того, об этом у нас как-то мало знают, побывал в столице Швеции в 1912 году на V Олимпийских играх. Сборная России там начисто провалилась. Но наш герой завоевал еще одну медаль, серебряную, в командных состязаниях по стрельбе из пистолета.

Однако незаметно подкралась Октябрьская революция. И в отличие от многих коллег финансовый инспектор Панин-Коломенкин ее принял. По крайней мере не сбежал из своего Царского Села, вплотную занявшись тем, что было по душе, - спортом. Стал тренером и по стрельбе, и по фигурному катанию. А в 1928-м уже далеко не юный Панин-Коломенкин 1872 года рождения победил в стрельбе из пистолета на Первой Всесоюзной спартакиаде.

Жил он тогда в Луге, однако затем переехал в Ленинград и занялся научной работой в области спорта - в 1938-м он уже кандидат наук, доцент научно-исследовательского института. Сталинские чистки обошли Николая Александровича стороной. В 1940 году он даже удостаивается высшего в нашей спортивной иерархии титула: ему присвоено звание заслуженного мастера спорта СССР. Но, заметим, не за достижения в фигурном катании, а именно за стрельбу.

А грянула Вторая мировая - и Панин-Коломенкин занялся делом уж совсем необычным. И в зрелом возрасте сохранив прекрасные физические навыки, он как инструктор обучал будущих бойцов, так и хочется написать "диверсантов", партизанских отрядов. Сам преподавал им штыковой бой, вместе с молодыми бегал многокилометровые кроссы на лыжах и, конечно, обучал стрельбе, особенно налегая на боевой офицерский пистолет. Ухитрился даже написать подробное пособие, которое раздавали всем будущим народным мстителям. Как доверили одному из бывших, неизвестно, темное пятно.

Он прожил долгую и интересную жизнь. Успел столько... Еще в 1907 году собственноручно изготовил принятые в дальнейшем за образец фигурные коньки. Это он впервые ввел в 1933 году спортивные разряды. Написал множество пособий по стрельбе - боевой и спортивной. Вел исследовательскую и тренерскую работу. До самого своего ухода в январе 1956-го трудился преподавателем в знаменитом Институте физической культуры имени Лесгафта в Ленинграде. Его золотая олимпийская медаль хранится в Эрмитаже. Рассказывают, что одним из счастливейших дней считал тот, когда в 1952-м Нина Ромашкова-Пономарева выиграла первую золотую медаль в истории советского спорта. И вторую - в истории спорта российского.