На каждой пятой из проверенных экологами автозаправок, продают не соответствующий ГОСТу бензин. Ситуация настолько серьезная, что контролирующим органам пришлось открыть "горячую линию".
По словам специалистов, некачественный бензин - серьезная проблема не только для автомобилистов, но и для всех горожан, поскольку залитое в бак "неправильное" горючее сгорает не полностью, и все вредные выбросы в результате оказываются в атмосфере.
С начала года воронежское управление по экологии и природопользованию проверило 4 нефтебазы и 80 АЗС. Выяснилось, что на шестнадцати из них - топливо явно не ГОСТовского качества. Основные нарушения - несоответствие октановому числу, превышение серы и тому подобное.
В списке недобросовестных продавцов - главным образом индивидуальные предприниматели и разного рода ООО: сети заправок, принадлежащие крупным компаниям (за исключением тех, что сданы в аренду тем же ИП), в продаже фальсификата пока не замечены.
Нарушителей оштрафовали в общей сложности на 638 тысяч рублей: для каждой АЗС сумма выходит мизерная. Хотя согласно законодательству финансовые санкции могут доходить до миллиона рублей. Как заверил корреспондента "РГ" главный эколог области Анатолий Бородкин, в ближайшее время его ведомство намерено воспользоваться этим правом: "Мы получили лабораторию для анализа качества ГСМ и будем активно ее использовать". Речь идет о независимой испытательной лаборатории нефтепродуктов, которая была приобретена в конце прошлого года и до сих пор находилась в ведении Лицензионной палаты. Однако в обладминистрации решили, что куратора этого "диагностического центра" целесообразно сменить - тем более что лицензирование автозаправок давно отменено. Более того, АЗС были исключены из перечня пожароопасных и взрывоопасных объектов.
Воронежские власти считают, что законодательство, регулирующее контроль за деятельностью АЗС, несовершенно, поэтому в регионе разработали законопроект о лицензировании заправок. За возобновление последнего "голосуют" и контролирующие органы, по мнению которых, трудно придумать более действенное средство в отношении недобросовестных коммерсантов, чем аннулирование или приостановка лицензии.
Николай Киселев, председатель воронежского регионального отделения "Комитета по защите прав автомобилистов":
- Как потребитель могу сказать, что в Воронеже заправляюсь на одной-единственной АЗС: хотя там цены и повыше, зато я спокоен за двигатель. Однако давно замечено: если покупаю бензин в Москве или по пути на юг, то машина идет гораздо лучше. Ни для кого не секрет, что под видом 95-го бензина зачастую продается 92-й, у которого путем добавления какой-то химии повышают октановое число. В России производится не так много высокооктанового топлива, чтобы оно (как это происходит сегодня) продавалось на каждой АЗС.
Владимир Милов, президент института энергетической политики:
- На рынок розничной продажи нефтепродуктов нужно пускать всех желающих - чтобы предприниматели беспрепятственно получали участки земли под строительство АЗС и число последних росло. С увеличением конкуренции повысятся (прежде всего со стороны потребителя) и требования к автозаправкам - они должны стать более экологичными и современными по уровню обслуживания. А чиновников, которые закрывают выход на этот рынок для "не своих", нужно наказывать жесточайшим образом. Что же касается лицензирования АЗС, то это - новый барьер, который не изменит ситуацию на рынке.
P.S. Телефон "горячей линии" управления по экологии и природопользованию области - 51-91-32.
Между тем
Орловская фирма фасовала контрафактное машинное масло и продавала его под известным брендом. Для этого был оборудован специальный цех, в котором работали два конвейера по розливу машинного масла. Канистры и голограммы заказывали в соседнем Курске. По факту незаконного использования товарного знака в отношении владельца фирмы возбуждено уголовное дело. По предварительным подсчетам нефтяная компания от его деятельности потеряла около одного миллиона рублей.