07.08.2008 23:30
    Поделиться

    Шамиль Тарпищев: Без медалей в теннисе Россия не останется

    Шамиль Тарпищев уверен, что в Пекине будет нелегко, но без медалей в теннисе Россия не останется

    Накануне отъезда в Китай член МОК, президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев в беседе с "РГ" рассказал о готовности Пекина и условиях проведения Игр, вспомнил предыдущие Олимпиады, а также поделился прогнозами относительно предстоящего выступления нашей сборной.

    И сквозняк поможет

    Российская газета: Шамиль Анвярович, обычно сообщением о погоде заканчиваются новостные выпуски. А мы, давайте, с этого начнем. Жарко будет в Пекине?

    Шамиль Тарпищев: Пекло обещает быть очень сильным. Плюс высокая влажность.

    РГ: К тому же твердое покрытие - например, теннисных кортов - будет под солнцем источать жаркий синтетический запах, да?

    Тарпищев: Нет, в этом плане все будет нормально. Разве что подошвы кроссовок у спортсменов могут сгореть! И, повторяю, будет страшная духота. Победят те, кто сумеет быстрее восстановиться после невероятных нагрузок.

    РГ: Ну не садизм ли - устраивать Олимпиады в разгар лета, да еще в самом пекле? Атланта, Афины, теперь Пекин. Что вы как член МОК думаете об этом?

    Тарпищев: Если говорить о погодных условиях, то для летней Олимпиады главное, чтобы не было постоянных проливных дождей. А что касается температуры, не угадаешь. Порой организаторы вынуждены проводить Игры в период, когда нет максимального потока туристов. Короче, все - на усмотрение хозяев. А вообще китайцы хорошо подготовились. Наверное, нынешняя в Пекине - единственная за новейшую историю проведения Игр Олимпиада, когда все объекты были сданы за два года до начала соревнований.

    РГ: Вернемся к пекинскому воздуху: кроме жары, пугают еще и смогом.

    Тарпищев: Власти столицы Китая собираются ограничить передвижение личного автотранспорта. Даже многие промышленные предприятия остановят. Потери? Да, но они знали, на что идут. Политические дивиденды с лихвой компенсируют экономические затраты. Кстати, соблюдение норм, в том числе экологических, МОК будет проверять очень строго. Между прочим, я как раз работаю в МОК в комиссии под названием "Спорт и окружающая среда". Мы - сторонники того, чтобы спорт и природа сосуществовали без проблем.

    РГ: Так и хочется сразу спросить насчет Сочи. Там ведь немало предстоит принимать решений в этом плане. Взять хотя бы бобслейные трассы.

    Тарпищев: Хорошо, что о проблемах о переносе санных трасс заговорили заблаговременно. Еще есть возможность многое изменить. Если, конечно, протянем до последнего и экологические требования не будут соблюдены, то исправление ситуации потребует больших финансовых расходов.

    Не ждите подвохов

    РГ: Вообще подвохов со стороны хозяев стоит ожидать?

    Тарпищев: Точно нет. Тем более если хорошо знаешь китайские порядки и их менталитет. Как-то мы играли матч Кубка Федерации в Китае. Мне нужно было встретиться с местными руководителями - с министром спорта, с президентом Национального олимпийского комитета, членами МОК. Я предложил: "Давайте соберемся все вместе - для экономии времени". Они возразили: "Не положено". Пришлось с каждым встречаться по отдельности. Таков порядок. Вообще у них хорошо работающая исполнительная власть - на всех уровнях.

    РГ: Китайская система физвоспитания похожа на ту, которая была в Советском Союзе?

    Тарпищев: Они взяли все лучшее от нашей. В стране 250 миллионов молодых людей. И система спортивных интернатов, созданная по нашей методике, работает на эту молодежь. Нужно им было поднять престиж тенниса - они купили турнир серии "Мастерс", который проходит в Шанхае. Одно проведение этого соревнования в год стоит 12 млн долларов. Многочисленные выставки, конференции, симпозиумы создали хороший политический имидж для страны. Есть идея, деньги, постановка задачи - и они выполняют работу без разгильдяйства.

    РГ: А какие еще козыри у китайцев - участников Олимпиады?

    Тарпищев: У них здорово отработаны процессы восстановления организма. Они прекрасно используют методы восточной медицины. Перед Олимпиадой китайцы по всему миру собрали лучших тренеров, в том числе и наших, и эффективно с ними поработали.

    РГ: Я слышал, что российские атлеты жаловались: китайцы захватили себе максимум билетов, оставив другим крохи. Вроде даже наши чемпионы не могут достать входные для своих близких родственников.

    Тарпищев: Я в это не верю. Я на все виды спорта заказал билеты. Все надо делать вовремя. Если в заданные сроки оформил заказ - получишь, что положено. Опоздал, не будет ничего. И это тоже китайский порядок.

    Обязательно будем в призерах

    РГ: Прогноз - вещь неблагодарная, но все-таки: нам по силам завоевать второе место? Или даже первое?

    Тарпищев: Я думаю, на третьем мы будем - это объективно. Впрочем, все может быть - неизвестно же, кто, так сказать, поднимется, а кто упадет?

    РГ: Прокомментируйте, пожалуйста, решение Международной ассоциации легкоатлетических федераций отстранить ряд ведущих российских спортсменок - они обвинены в подмене допинг-проб.

    Тарпищев: Это скорее не обвинение, а подозрение. Тем не менее вынужден констатировать: наши легкоатлетки, уличенные во вмешательстве в процесс допинг-контроля, не смогут принять участие в Олимпийских играх в Пекине. Сами по себе спортсмены, как правило, не виноваты. Они ничего предосудительного не делают в плане принятия всяких медикаментов. Лекарства и препараты им дают врачи и тренеры. На мой взгляд, ответственность должна быть внутри федерации того или иного вида спорта. А в этом мы слабы - имеется в виду вертикаль управления, в данном случае в плане применения медикаментов. Я не знаю, что произошло у наших легкоатлеток. Я говорю в целом о том, что у нас сплошь и рядом происходит. Есть врач сборной, есть личные врачи - они должны действовать согласованно. Правда, возникают и еще вопросы. Кто брал допинг-пробы? Где? Не исключен и элемент случайности.

    Буду курировать теннис

    РГ: Какими проблемами вы, как член МОК, будете заниматься в Пекине?

    Тарпищев: Во-первых, будет заседать сессия МОК - с 5 по 7 августа и в последние два дня Олимпиады. Во-вторых, буду следить за теннисным турниром. Я, знаете, сам напросился на это. Когда организаторы интересовались, что бы я хотел курировать, я написал: "Теннис". И они утвердили.

    РГ: Что это будет означать для вас?

    Тарпищев: А то и будет означать, что придется с утра до вечера сидеть на теннисе. Причем не только, когда наши играют. Нужно будет решать вопросы по скандалам, если, конечно, таковые будут.

    РГ: На Олимпиаде нет такой должности - капитан теннисной команды?

    Тарпищев: Нет. Каждый российский игрок берет своего личного тренера. Кроме того, Лариса Савченко-Нейланд отвечает за женскую сборную, она живет, кстати, в Олимпийской деревне. Андрей Ольховский - за команду мужчин, он тоже в деревне. А личные тренеры живут вне деревни. Всем им, кстати, мы купили билеты на каждый день. Что касается меня, то я, как член МОК, не могу участвовать в соревнованиях - то есть сидеть на скамейке, подсказывать. Но в тренировочном процессе буду задействован, никто мне это не запретит.

    РГ: Как вы считаете, логично, что флаг понесет баскетболист Андрей Кириленко? Ведь у него будет запас времени перед первым матчем.

    Тарпищев: Конечно. Главное, чтобы на ту руку, в которой он понесет знамя, потом мяч не попадал. Но, говоря серьезно, из режима выбивают не столько сами усилия по несению флага, сколько долгие часы, проведенные на жаре.

    Поделиться